Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 10 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.
Тема урока. Швейные ручные работы. Перенос линий выкройки, смётывание, стачивание.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с ручными швейными операциями и терминологией; приобретению умений выполнять ручные швейные операции.
Задачи:
обучения — ознакомить обучающихся с инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ; сформировать понятие о стежке, строчке, шве, длине стежка; обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда; ознакомить с требованиями к выполнению ручных работ; сформировать знание операций швейных ручных работ и терминологии; обучить переносить линии выкройки на детали кроя портновскими булавками и мелом, прямыми стежками; смётывать и стачивать вручную петлеобразными стежками; обучить оценивать качество выполнения ручных работ;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координированности);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: инструменты и приспособления для ручных работ; детали кроя для изготовления образца с приколотой к ним выкройкой (выкроены на прошлом уроке); учебник технологии (§ 25), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов ручных работ; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: ниточное соединение деталей, стежок, длина стежка, строчка, шов, ширина шва, смётывание, стачивание вручную.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии выполнения ручных работ; получение опыта переноса линий выкройки, смётывания, стачивания вручную.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. На прошлом уроке мы изготовили выкройки для образцов швов. Что обозначает стрелка на выкройке? 2. Как узнать по выкройке, сколько деталей нужно выкроить: две или одну? 3. Есть ли на выкройке припуски на швы? Как они обозначены? Какие виды ручных работ вы выполняли в начальной школе? Подводит к определению темы и цели урока. Помогает составить план достижения цели | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивиду- альную цель урока. Составляют план достижения цели на уроке | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Перечислите инструменты и принадлежности, необходимые для выполнения ручных работ. 2. Объясните значение понятий «ниточное соединение», «стежок», «длина стежка», «строчка», «шов». 3. Объясните разницу между понятиями «сметать» и «стачать». 4. Опишите последовательность действий по переносу линий выкройки на детали кроя. 5. Какие виды швов вам надо выполнить для изготовления выкроенного изделия. Напишите названия швов и их назначение. 6. Назовите, какие безопасные приёмы работы при выполнении ручных работ вы будете соблюдать? Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 39 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 39 из учебника. Анализируют, оценивают результаты выполненной работы | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 126—128 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какими инструментами вы работали на уроке? 2. Как соблюдали правила безопасного труда? 3. Какие по цвету нитки выбрали для ручных работ? 4. Как удаляли стежки временного назначения? 5. Какими способами можно перенести линии выкройки на парную деталь? 6. Чем различаются операции смётывания и стачивания? Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает вариант домашнего задания: выполнить самостоятельную работу | Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |