Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 13 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технология строгания заготовок из древесины.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией строгания, инструментами для строгания заготовок из древесины, правилами закрепления заготовок и приёмов строгания, способами проверки качества отстроганных поверхностей, правилами безопасной работы; обучить учащихся качественно строгать заготовки из древесины по разметке; развивать аккуратность, самостоятельность, трудолюбие.

Задачи:

обучения — сформировать понятия о строгании заготовок из древесины на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение учащимися приёмов строгания заготовок из древесины рубанком и шерхебелем по разметке; обучить оценивать результаты работы;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, скоординированности), общетрудовых политехнических умений;

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательнуюпотребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: образцы отстроганных заготовок, рубанки, шерхебели, линейки, угольники, размеченные заготовки из древесины для выполнения практической работы № 22, учебник технологии (§ 15), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов строгания заготовок, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: строгание, шерхебель, рубанок.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений об инструментах для строгания заготовок из древесины и технологической операции строгания; получение навыков строгания заготовок из древесины по разметке.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое базовая пласть и базовая кромка? 2. Каким образом размечают заготовки для последующего строгания? 3. Как на столярном верстаке закрепляют длинную заготовку для её строгания? 4. Какой припуск назначают при строгании?
Обобщает результаты эвристической беседы.
Подводит обучающихся к определению темы и целей урока.
Помогает составить план достижения целей урока
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
Высказывают свои предложения.
Выявляют свои затруднения.
Согласовывают тему урока с учителем.
Определяют индивидуальную цель урока.
Составляют план достижения целей на уроке
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Предлагает рассмотреть инструменты для строгания заготовок из древесины; прочитать текст § 15 и рассказать о назначении шерхебеля, рубанка и их устройстве; объяснить понятия «строгание», «шерхебель», «рубанок».
Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Подумайте и назовите, от каких факторов зависит качество обрабатываемой поверхности заготовки? 2. Как вы думаете, какие требования предъявляют к уходу за инструментами, чтобы получить изделие хорошего качества? 3. Как правильно провести настройку стругов?
Предлагает обучающимся взять рубанки и острогать поверхности заготовок, закреплённые в верстаках. Далее ответить на вопросы. 1. Установите, почему при выполнении работы было трудно строгать. 2. Каким образом можно устранить данную проблему? 3. Определите, с какими опасностями можно столкнуться при настройке и работе рубанком, шерхебелем.
Предлагает выполнить практическую работу № 22 из учебника.
Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.
Подводит итоги выполненной работы
Проводят исследование, анализируют полученную информацию.
Представляют сведения о полученной информации.
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения.
Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили.
Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами.
Выполняют практическую работу № 22 из учебника
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 48—64 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Почему шерхебель и рубанок нельзя ставить подошвой на крышку верстака? 2. Что является причиной неровно отстроганной поверхности? 3. Почему нельзя извлекать застрявшую стружку со стороны подошвы рубанка? 4. В каком случае при строгании нож рубанка застревает в древесине? 5. Каким образом контролируют качество отстроганной поверхности?
Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.
Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
Обсуждает вариант домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 15; 2) повышенный уровень: найти в Интернете информацию о строгании на фуговальном и рейсмусовом станках; сохранить информацию в форме описания, схем, фотографий для библиотеки кабинета технологии
Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.
Записывают домашнее задание
Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий



Наверх