Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 17 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технология сборки изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с процессами сборки деталей из тонколистового металла (на заклёпках и фальцевым швом), проволоки (скруткой и петлями), пластмассы (на заклёпках) в единое изделие, инструментами и приспособлениями для сборочных работ, правилами безопасной работы; обучить пятиклассников соединять заготовки из жести с помощью заклёпок и фальцевым швом («в замóк»).
Задачи:
обучения — сформировать понятие о сборке изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение приёмов сборки несложных изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы; научить оценивать результаты работы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, систематизировать, конкретизировать), объёмно-пространственного мышления; умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль); общетрудовых политехнических умений (конструктивно-технических, организационно-технологических);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: образцы соединений деталей из тонколистового металла, проволоки и пластмассы, верстак, тиски, струбцины, свёрла, дрель, заклёпки, поддержки, натяжки, ОБЖ (ОБЗР)имки, молотки, плоскогубцы, круглогубцы, деревянные бруски, чертилки, металлические линейки, кернеры, заготовки для выполнения практической работы № 29, учебник технологии (§ 19),рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов сборки изделий, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: заклёпка, фальцевый шов.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологиях сборки изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы; получение навыков сборки изделий с помощью заклёпок и фальцевым швом.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Какие виды соединения применяют в изделиях из металла? 2. Что такое заклёпка? 3. Приведите примеры изделий, где используются заклёпочные соединения. Каково их назначение? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения целей на уроке |
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует работу в группах. Просит рассмотреть образцы изделий, детали которых соединены с помощью заклёпок и фальцевым швом, сравнить их, найти различия. Предлагает: — найти определения понятий «заклёпка», «поддержка», «натяжка», «ОБЖ (ОБЗР)имка»; — перечислить и охарактеризовать инструменты для клепания; — рассмотреть виды заклёпок, охарактеризовать их различие, назначение; — разработать алгоритм получения заклёпочного соединения; — рассмотреть и рассказать о технологической последовательности выполнения соединения деталей фальцевым швом на примере рис. 90 из учебника; — перечислить возможные способы соединения деталей из проволоки; — указать на возможные опасности в работе и сфор- мулировать правила безопасного труда при данных видах работ. Демонстрирует в процессе диалога с обучающимися приёмы соединения деталей на заклёпках. Организует обсуждение полученных результатов. Предлагает выполнить практическую работу № 29 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Выполняют предложенные задания. Представляют результаты деятельности. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 29 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов |
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 89—94 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Где применяют заклёпочные соединения? 2. Как выбирают диаметр заклёпок для соединения металлических и пластмассовых листов? 3. Почему сверление отверстий под заклёпки выполняют одновременно в двух деталях, скрепив их вместе? 4. На сколько миллиметров отгибают края тонколистовой заготовки для получения фальцевого шва? 5. С какой целью соединённые в замок концы листов подгибают около шва с помощью деревянного бруска? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 19; 2) повышенный уровень: найти в Интернете информацию о том, какие ещё существуют методы соединения металлических деталей, кроме рассмотренных в учебнике; рассказать об этом на следующем уроке |
Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения домашних заданий |