Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 21


Раздел. Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов.

Темы урока.

1. Санитария и гигиена на кухне.
2. Физиология питания.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

по теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с правилами санитарии, гигиены и безопасного труда при выполнении кулинарных работ;

по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с физиологией питания.

Задачи:

обучения — ознакомить обучающихся с правилами санитарии и гигиены при выполнении кулинарных работ; с технологией мытья посуды и правилами ухода за поверхностью стен и пола; с безопасными приёмами работы на кухне и правилами оказания первой помощи при порезах и ожогах; дать информацию о пищевых (питательных) веществах, пищевой пирамиде, пищевых отравлениях; обучить оказанию первой помощи при пищевых отравлениях; дать представление о режиме питания; научить находить информацию о качестве питьевой воды; научить обеззараживать воду;

развития — способствовать развитию качеств ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).

Дидактические средства: фильтр для питьевой воды; перманганат калия, активированный уголь; учебник технологии (§ 30, 31), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; пищевая пирамида, режим питания.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о санитарии и гигиене на кухне; овладение умениями организовать рабочее место для мытья посуды, разбираться в пищевых (питательных) веществах; анализировать правила здорового питания с применением пищевой пирамиды.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам.
По теме 1 урока
1. Для чего человеку нужна пища? 2. Как вы понимаете, что такое кулинария? 3. Что нужно знать, прежде чем приступать к приготовлению пищи? 4. Какие нормы санитарии и гигиены нужно соблюдать при приготовлении пищи? 5. Объясните, как пользоваться газовой плитой, электрочайником, ножом. 6. Что вы будете делать, если порежете ножом палец?
По теме 2 урока
1. Что такое пищевые вещества? 2. Поясните, как вы понимаете термин «культура питания». 3. Почему человек толстеет или худеет? Что влияет на появление избыточного или недостаточного веса? 4. Нарушение каких правил может привести к пищевому отравлению?
Слушают информацию учителя. Составляют план достижения целей урока и определяют алгоритм своих действий. Во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя. Контролируют правильность ответов одноклассников Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом.
По теме 1 урока
1. Рассмотрите кухонную, столовую посуду, столовые приборы и выполните их классификацию (по материалам изготовления, видам и назначению). 2. Перечислите, какие санитарно-гигиенические требования предъявляют к процессу приготовления пищи, хранению пищевых продуктов. 3. Рассмотрите рис. 152, 153 из учебника и объясните, почему именно так, как показано на рисунке, надо подключать в сеть электроприборы, снимать крышку с горячей посуды. 4. Рассмотрите рис. 154 из учебника и объясните, как правильно выполнять нарезку продуктов ножом; передавать острые предметы.
По теме 2 урока
1. Объясните значение понятий «здоровое питание», «пищевые (питательные) вещества», «пищевая пирамида», «режим питания». 2. Перечислите принципы рационального питания. 3. Объясните, какие мероприятия нужно провести при пищевом отравлении до приезда скорой медицинской помощи. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 42 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации.Обобщают (осознают иформулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 42 из учебника. Анализируют, оценивают результаты выполненной работы Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам.
По теме 1 урока
1. Какие санитарно-гигиенические требования вы должны соблюдать на уроках кулинарии? 2. В какой последовательности следует мыть посуду после приготовления и дегустации блюда? 3. Какие правила безопасности вы будете выполнять, включая электрический чайник? 4. Как будете обращаться с горячей жидкостью (кипятком)? 5. Что будете делать, если случайно получите ожог?
По теме 2 урока
Предлагает ответить на вопросы. 1. Какие продукты должны преобладать в вашем питании, а какие нужно строго ограничить? 2. Как помочь человеку при отравлении пищей? 3. Что такое режим питания? 4. Какая вода в вашем городе, районе? Какой фильтр питьевой воды вам нужен? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты домашнего задания: 1) выполнить самостоятельные работы; 2) ответить на вопросы к § 30, 31
Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх