Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 9 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Графическое изображение деталей и изделий изконструкционных материалов.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия «графическая документация», ознакомлеию с графическими изображениями (эскизами, техническими рисунками, чертежами), видами деталей на чертеже, линиями чертежа, понятием масштаба; обучить читать несложные чертежи, вычерчивать эскиз или технический рисунок простой детали; развивать графическую грамотность.
Задачи:
обучения — сформировать понятия о графической документации (эскизе, техническом рисунке, чертеже) на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов; о масштабе и линиях чертежа на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение учащимися особенностей приёмов вычерчивания эскизов и технических рисунков;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, абстрагировать), объёмно-пространственного мышления и воображения (репродуктивного, творческого);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: плакаты с чертежами деталей из древесины и металла, набор простых деревянных и металлических деталей для выполнения практических работ, чертёжные инструменты; учебник технологии (§ 11), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий и чертежей, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж), масштаб, линии чертежа (основная, штриховая, выносная, размерная, штрихпунктирная), обозначение радиуса, развёртка.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о графическом изображении деталей из конструкционных материалов; овладение умениями вычерчивать эскизы и технические рисунки деталей из древесины, металлов, искусственных материалов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Что такое чертёж, масштаб? 2. Почему необходимо выполнять чертежи? 3. Что такое развёртка? 4. Назовите линии чертежа и их назначение. 5. С помощью каких инструментов выполняют чертежи? Предлагает начертить чертёж геометрической фигуры (куб, конус, призма). Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выполняют поставленную учителем учебную задачу. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения целей на уроке |
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Предлагает рассмотреть представленные на изображении, слайде чертежи и попробовать представить форму изделия; рассмотреть, из каких геометрических тел состоит изделие. Определить, возможно ли по одному изображению точно определить форму изделия. Что нужно знать, чтобы правильно выполнить чертёж изделия? Организует работу в парах. Предлагает прочитать текст параграфа «Графическое изображение деталей и изделий из конструкционных материалов» и ответить на вопросы. 1. Что такое вид? 2. Назовите основные виды? Как они располагаются на чертеже? 3. Что такое масштаб? Проводит обобщение полученной информации. Предлагает прочитать чертёж, представленный на рисунке (слайде). Организует выполнение практических работ № 14, 15 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит обучающихся к самоанализу, самооценке результатов деятельности на основе предлагаемых критериев: 1) правильный выбор масштаба; 2) изображение необходимого количества видов детали на эскизе; 3) рациональное использование поля чертежа; 4) отсутствие ошибок в изображении; 5) соблюдение пропорций детали; 6) чёткость линий изображения; 7) соблюдение толщины линий; 8) наличие всех необходимых размеров; 9) правильное обозначение размеров; 10) аккуратность выполнения чертежа (чистота поля) |
Вовлекаются в диалог с учителем. Организуют сотрудничество и совместную деятельность в парах. Осуществляют продуктивное чтение. Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили на уроке. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами. Выполняют практические работы № 14, 15 из учебника. Анализируют и оценивают результаты выполненной работы |
Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какое изображение детали вам более понятно? 2. От чего зависит количество видов на чертеже? 3. Что означает словосочетание «прочитать чертёж»? 4. Какие чертёжные инструменты используют для выполнения эскиза? 5. Чем размерная линия на чертеже отличается от выносной? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает вариант домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 11; 2) творческий уровень: выполнить на компьютере эскиз несложной детали |
Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения домашних заданий |