Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 9 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.
Тема урока. Раскрой швейного изделия.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с правилами раскроя ткани; приобретению умения выкраивать детали швейного изделия.
Задачи:
обучения — обучить рациональной организации рабочего места при раскройных работах, соблюдению правил безопасного труда; ознакомить с последовательностью подготовки ткани к раскрою; сформировать знание операций и терминологии раскройных работ; обеспечить усвоение обучающимися приёмов выкраивания деталей из ткани;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координированности);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: выкройка для образца (изготовлена ранее), светлая хлопчатобумажная ткань, линейка, портновские ножницы, булавки, портновский мел (карандаш); учебник технологии (§ 24), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов подготовки ткани к раскрою, раскладки выкроек, обмеловки с учётом припусков на швы, выкраивания деталей; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: обмеловка, раскрой, выкраивание, детали кроя.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии раскроя швейного изделия; получение опыта раскладки выкроек, обмеловки с учётом припусков на швы, выкраивания деталей.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Предлагает рассмотреть образцы различных изделий для кухни и обосновать общность технологических операций и приёмов их изготовления. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое выкройка? 2. Приведите примеры изделий, которые создают на основе выкройки? 3. Что надо знать, чтобы построить выкройку? 4. Что вам известно о профессии модельер-конструктор? 5. Что такое припуски на швы, когда и для чего их делают? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит к определению темы и цели урока. Помогает составить план достижения цели |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения цели на уроке |
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует работу в парах. Предлагает выполнить следующие задания. 1. Рассмотрите образец изделия, например чехол на сотовый телефон (можно предложить для изготовления другие варианты изделий из ткани). 2. Выберите ткань для изготовления данного изделия. 3. Подготовьте ткань к раскрою. 4. Выберите необходимые инструменты и приспособления для изготовления выкроек. 5. Определите, какие нужно сделать измерения, и постройте чертёж выкройки. Организует выполнение практической работы № 38 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания, ориентируя на соблюдение безопасных приёмов работы. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Определяют оптимальные способы выполнения предлагаемых заданий в соответствии с целью и задачами. Выполняют предложенные задания. Представляют результаты. Выполняют практическую работу № 38 из учебника. Анализируют, оценивают полученные результаты |
Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Каким должно быть рабочее место для раскроя? 2. Для чего необходимо готовить ткань к раскрою? 3. Как можно сложить ткань для раскроя? Почему? 4. Что означает термин «обмеловка»? 5. По каким контурам выкраивают деталь? 6. Какие требования предъявляют к качеству кроя? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 24; 2) творческий уровень: найти в Интернете историю ножниц |
Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Структурировать знания, выделять главное. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |