Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 11 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Разметка заготовок из древесины, металла, пластмасс.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологической операцией разметка, с инструментами для разметки, правилами и последовательностью разметки; обучить пятиклассников выполнять разметку заготовок из древесины, тонколистового металла, проволоки и пластмасс; обучить приёмам ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла; развивать в них бережное отношение к конструкционным материалам.
Задачи:
обучения — сформировать понятия о разметке заготовок из конструкционных материалов на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов и применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение учащимися приёмов разметки заготовок из древесины, металла или пластмассы по чертежу, а также приёмов выравнивания заготовок из тонколистового металла и проволоки с помощью правки; научить оценивать результаты работы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, систематизировать), моторных навыков (точности движений, их силы, скоординированности), общетрудовых политехнических умений;
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: чертежи деталей для выполнения практических работ № 18, 19, заготовки из древесины, металла, пластмассы, тиски, прави́льная плита, слесарные молотки, киянки, гладилки, металлические линейки, слесарные угольники, чертилки, кернеры, разметочные циркули, учебник технологии (§ 13), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов разметки и правки, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: разметка, столярный угольник, рейсмус, шаблон, правка, слесарный угольник, чертилка, разметочный циркуль, кернер.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о разметке заготовок из конструкционных материалов; получение навыков разметки заготовок из древесины, тонколистового металла, проволоки и пластмасс; получение опыта ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Что такое разметка? 2. Чем различается разметка изделий из бумаги (картона), древесины, металла? 3. Как выполнить разметку на заготовке из древесины, металла? 4. С помощью каких инструментов можно выполнить разметку по древесине, металлу, перечислите их. Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения целей на уроке |
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование и заполнить маршрутный лист. 1. Как выполняют разметку на заготовке из древесины? 2. В каких случаях при разметке заготовки из древесины применяют шаблон? 3. Как выполняют разметку заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы? 4. В чём различия в разметке заготовки из древесины и металла? 5. Какие инструменты используют для выполнения разметки по дереву, по металлу? В чём их различия? 6. Какие безопасные приёмы работы необходимо использовать при выполнении разметки по дереву, по металлу? Организует обсуждение полученной новой информации. Демонстрирует приёмы разметки заготовок с помощью шаблонов. Предлагает выполнить практические работы № 18, 19 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами. Выполняют практические работы № 18, 19 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов |
Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усво ено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. В чём отличие разметки металлических заготовок от разметки заготовок из древесины? В чём их сходство? 2. Как правильно разместить на верстаке чертилку, линейку, угольник, циркуль, заготовку, шаблон? 3. Почему в обычном циркуле в одной ножке закреплена игла и в другой карандаш, а в разметочном циркуле в обеих ножках закреплена игла? 4. Какие трудности возникают при разметке неровной заготовки из тонколистового металла или проволоки? 5. Почему деревянным бруском-гладилкой можно выправить только тонкие металлические листы? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействию с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 13; 2) творческий уровень: найти в Интернете или придумать самим форму шаблона для разметки заготовок кухонных разделочных досок |
Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебнойдеятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Структурировать знания, выделять главное. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения домашних заданий |