Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 8 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Темы урока.

1. Виды и свойства конструкционных материалов.

2. Рабочее место и инструменты для обработки конструкционных материалов.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

по теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению со строением древесины, породами древесины, видами пиломатериалов и древесных материалов; ознакомить с видами листового металла, проволоки, искусственных материалов;

по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с оборудованием рабочего места и основными инструментами для ручной обработки древесины, металлов и искусственных материалов.

Задачи:

обучения — сформировать понятия о видах и свойствах конструкционных материалов на уровне осмысления, запоминания, узнавания объектов; сформировать понятия об инструментах и приспособлениях для обработки конструкционных материалов на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), сенсорных навыков (умению определять признаки и свойства материалов по их цвету, запаху, на ощупь);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); бережное отношение к природе, народному достоянию.

Дидактические средства: образцы древесины различных пород, образцы тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов; примеры изделий различного назначения из древесины, металла и искусственных материалов; верстаки, режущие и вспомогательные инструменты для ручной обработки древесины, металлов и искусственных материалов; учебник технологии (§ 9, 10), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: древесина, лиственные и хвойные породы, текстура, пиломатериалы, элементы пиломатериалов, древесные материалы; металлы, кровельная сталь, жесть, фольга, проволока; искусственные материалы, пластмассы; столярный и слесарный верстаки, тиски.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о конструкционных материалах и их свойствах; овладение умениями организовать рабочее место для ручной обработки конструкционных материалов, разбираться в назначении инструментов для обработки древесины, металлов, искусственных материалов.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Рассмотрите представленные образцы изделий и определите, из какого материала они изготовлены и можно ли их было выполнить из другого материала (приведите пример). 2. Что такое древесина? Какие породы деревьев вы знаете? Как они подразделяются? 3. Какие породы деревьев произрастают в регионе вашего проживания, с чем это связано? 4. Каким материалом является фольга? Где она применяется? 5. Чем металл отличается от древесины?
Обобщает результаты эвристической беседы.
Предлагает из представленных инструментов выбрать те, которые необходимы для ручной обработки древесины и металла, и обосновать свой выбор.
Обсуждает результаты выполненной учебной задачи.
Подводит обучающихся к определению тем и целей урока
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
Высказывают свои предложения.
Выполняют учебную задачу.
Выявляют свои затруднения.
Согласовывают темы урока с учителем.
Определяют индивидуальную цель урока.
Составляют план достижения целей на уроке
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах.
Предлагает провести исследование и заполнить маршрутный лист. 1. Чем различаются породы древесины? 2. Что такое пиломатериалы и древесные материалы? 3. Выберите из представленных образцов древесные материалы и пиломатериалы. 4. Чем пиломатериалы отличаются друг от друга, что из них можно изготовлять (приведите конкретные примеры)? 5. Какой металл называют тонколистовым? Какие изделия из него можно изготовлять? 6. Перечислите искусственные материалы. 7. Как устроен верстак и для чего он служит? 8. Перечислите инструменты для ручной обработки древесины, металла. Каково их назначение?
Проводит обобщение полученной информации.
Предлагает выполнить практические работы № 10, 11 из учебника.
Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.
Предлагает выполнить практические работы № 12, 13 из учебника.
Подводит итоги выполненной работы
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах.
Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов).
Представляют сведения о полученной информации.
Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили на уроке.
Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами.
Выполняют практические работы № 10—13 из учебника.
Анализируют, оценивают результаты выполненной работы
Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Что такое пласть, ребро, торец, кромка? 2. По какому признаку легко отличить хвойную породу от лиственной? 3. Чем фольга отличается от жести? 4. Какие изделия из листового металла и проволоки имеются там, где вы живёте? 5. Для какой цели в крышке столярного верстака имеется несколько отверстий (гнёзд)? 6. Из каких основных частей состоят слесарные тиски? 7. Какими инструментами можно обрабатывать и древесину, и тонколистовой металл?
Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.
Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
Обсуждает вариант домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 9, 10
Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.
Записывают домашнее задание
Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий




Наверх