Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 11 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.
Тема урока. Швейные ручные работы. Обмётывание, замётывание.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с ручными швейными операциями и терминологией; приобретению умений выполнять ручные швейные операции.
Задачи:
обучения — сформировать знание операций швейных ручных работ и терминологии; сформировать навыки выполнения ручных работ: обмётывания срезов косыми и петельными стежками, замётывания деталей; научить оценивать качество выполнения ручных работ;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координированности);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: инструменты и приспособления для ручных работ; образец ручных работ (часть операций выполнена на прошлом уроке); учебник технологии (§ 25), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов ручных работ; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: обмётывание, замётывание с открытым срезом, замётывание с закрытым срезом.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии выполнения ручных работ; получение опыта обмётывания петельными и косыми стежками, замётывания с открытым и закрытым срезом.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Какие инструменты вам понадобятся на этом уроке? 2. Какие опасности ожидают вас при работе ножницами, иглами и булавками? Как их избежать? 3. Для чего вы переносили линии выкройки на парную деталь, а затем на лицевую сторону каждой детали? 4. Какие нитки вы выберете для смётывания, стачивания? Почему? 5. Перечислите способы предохранения ткани от осыпания? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выполняют поставленную учителем учебную задачу. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения цели на уроке | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует работу в парах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Рассмотрите приёмы и последовательность выполнения следующих технологических операций: — обмётывания срезов петельными и косыми стежками; — замётывания припусков вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом. 2. Объясните технологическую последовательность выполнения данных операций и их назначение. Проводит обобщение полученной информации. Организует выполнение практической работы № 39 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в парах. Осуществляют исследование. Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 39 из учебника. Анализируют и оценивают результаты выполненной работы | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 129—132 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещёподлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какими инструментами вы работали на уроке? 2. Как соблюдали правила безопасного труда? 3. Какие по цвету нитки выбрали для ручных работ? 4. Как удаляли стежки временного назначения? 5. Какими способами можно перенести линии выкройки на парную деталь? 6. Чем различаются операции обмётывания и замётывания? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает вариант домашнего задания: ответить на вопросы к § 25 | Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |