Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 14 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технология гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с инструментами и приспособлениями для гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, правилами закрепления заготовок и приёмами гибки, способами проверки качества согнутых поверхностей, правилами безопасной работы; формировать у пятиклассников умение качественно выполнять гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки по разметке.
Задачи:
обучения — сформировать понятия о гибке заготовок из тонколистового металла и проволоки на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение учащимися приёмов гибки заготовок по разметке; научить оценивать результаты работы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, скоординированности); умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль), общетрудовых политехнических умений;
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: образцы изделий, полученных с помощью гибки, верстак, тиски, металлические оправки и уголки, киянки, молотки, угольники, плоскогубцы, круглогубцы, деревянные бруски, рукавицы, размеченные заготовки из тонколистового металла и проволоки для выполнения практической работы № 23, учебник технологии (§ 16), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация приёмов гибки заготовок, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: гибка, оправка, плоскогубцы, круглогубцы.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности; участие в коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений об инструментах и приспособлениях для гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки; получение навыков гибки заготовок на столе верстака и в тисках.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Каким образом из плоской заготовки, показанной на рис. 36, а из учебника, можно получить объёмное изделие — коробку? 2. Какие инструменты вы применяли для правки тонколистового металла и проволоки? 3. Назовите правила безопасной работы при закреплении заготовок в тисках |
Слушают информацию учителя. Составляютплан достижения целей урока и определяют алгоритм своих действий. Во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя. Контролируют правильность ответов одноклассников |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование и заполнить маршрутный лист. 1. Какая слесарная операция называется гибкой? 2. Какова технологическая последовательность выполнения операции гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки? Какие безопасные приёмы работы при этом необходимо соблюдать? 3. Назовите и охарактеризуйте инструменты и приспособления, применяемые для гибки тонколистового металла и проволоки? 4. Расскажите, чем отличаются плоскогубцы от круглогубцев, с какой целью их используют? Демонстрирует приёмы гибки заготовок в тисках с помощью оправок. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 23 из учебника, выдаёт разноуровневые задания. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 23 из учебника. Анализируют, оценивают результаты |
Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 62—66 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Почему металлические оправки для гибки имеют различную форму? 2. Что произойдёт с размером верхней отгибаемой части заготовки, если линия разметки (рис. 66 из учебника) будет находиться ниже ребра уголка? 3. С какой целью на руке, удерживающей заготовку при гибке, должна быть надета рукавица? 4. В чём отличие плоскогубцев от круглогубцев? 5. Какие инструменты и приспособления для гибки нужны при изготовлении чертилки? Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 16; 2) повышенный уровень: найти в Интернете информацию о том, в каких образовательных организациях можно получить профессии слесарь, штамповщик; узнать, есть ли в вашем городе такие организации, рассказать об этом на следующем уроке |
Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения домашних заданий |