Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 14 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технология гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с инструментами и приспособлениями для гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, правилами закрепления заготовок и приёмами гибки, способами проверки качества согнутых поверхностей, правилами безопасной работы; формировать у пятиклассников умение качественно выполнять гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки по разметке.

Задачи:

обучения — сформировать понятия о гибке заготовок из тонколистового металла и проволоки на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение учащимися приёмов гибки заготовок по разметке; научить оценивать результаты работы;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, скоординированности); умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль), общетрудовых политехнических умений;

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: образцы изделий, полученных с помощью гибки, верстак, тиски, металлические оправки и уголки, киянки, молотки, угольники, плоскогубцы, круглогубцы, деревянные бруски, рукавицы, размеченные заготовки из тонколистового металла и проволоки для выполнения практической работы № 23, учебник технологии (§ 16), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация приёмов гибки заготовок, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: гибка, оправка, плоскогубцы, круглогубцы.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности; участие в коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений об инструментах и приспособлениях для гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки; получение навыков гибки заготовок на столе верстака и в тисках.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Каким образом из плоской заготовки, показанной на рис. 36, а из учебника, можно получить объёмное изделие — коробку? 2. Какие инструменты вы применяли для правки тонколистового металла и проволоки? 3. Назовите правила безопасной работы при закреплении заготовок в тисках
Слушают информацию учителя.
Составляютплан достижения целей урока и определяют алгоритм своих действий. Во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя.
Контролируют правильность ответов одноклассников
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах.
Предлагает провести исследование и заполнить маршрутный лист. 1. Какая слесарная операция называется гибкой? 2. Какова технологическая последовательность выполнения операции гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки? Какие безопасные приёмы работы при этом необходимо соблюдать? 3. Назовите и охарактеризуйте инструменты и приспособления, применяемые для гибки тонколистового металла и проволоки? 4. Расскажите, чем отличаются плоскогубцы от круглогубцев, с какой целью их используют?
Демонстрирует приёмы гибки заготовок в тисках с помощью оправок.
Проводит обобщение полученной информации.
Предлагает выполнить практическую работу № 23 из учебника, выдаёт разноуровневые задания.
Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.
Подводит итоги выполненной работы
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах.
Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов).
Представляют сведения о полученной информации.
Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами.
Выполняют практическую работу № 23 из учебника.
Анализируют, оценивают результаты
Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 62—66 из учебника (аспект смыслового чтения) Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Почему металлические оправки для гибки имеют различную форму? 2. Что произойдёт с размером верхней отгибаемой части заготовки, если линия разметки (рис. 66 из учебника) будет находиться ниже ребра уголка? 3. С какой целью на руке, удерживающей заготовку при гибке, должна быть надета рукавица? 4. В чём отличие плоскогубцев от круглогубцев? 5. Какие инструменты и приспособления для гибки нужны при изготовлении чертилки?
Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.
Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
Обсуждает варианты домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 16; 2) повышенный уровень: найти в Интернете информацию о том, в каких образовательных организациях можно получить профессии слесарь, штамповщик; узнать, есть ли в вашем городе такие организации, рассказать об этом на следующем уроке
Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.
Записывают домашнее задание
Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения домашних заданий



Наверх