Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Уроки 23, 24


Раздел. Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов.

Тема уроков. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Тип уроков: комбинированный.

Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий; научить готовить блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Задачи:

обучения — ознакомить с видами круп, бобовых и макаронных изделий, блюдами из них; обучить на практике приготовлению и подаче блюд из круп, бобовых и макаронных изделий;

развития — способствовать развитию сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства продуктов и блюд по их цвету, запаху, на ощупь); моторных навыков (точности движений, их силы, скорости, координированности);

воспитания — воспитывать мотивы труда, коллективизм, дисциплинированность.

Дидактические средства: кухонный инвентарь; учебник технологии (§ 35), рабочая тетрадь, ПК.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приёмов работы; фронтальный опрос, практическая работа, электронные средства обучения.

Опорные понятия: крупы, бобовые, макаронные изделия.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий; получение опыта приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Откуда крупа появляется в магазинах? 2. Какие виды крупы вы знаете? 3. Какую кашу больше всего любите? 4. Что вы знаете о бобовых? 5. Какие блюда из макаронных изделий готовят у вас дома? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели уроков Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выполняют учебную задачу. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему уроков с учителем. Определяют индивидуальную цель уроков. Составляют план достижения цели на уроках Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните значение понятий «крупа», «бобовые». 2. Рассмотрите образцы разных круп и определите, из каких растений их производят, какова их питательная ценность, какие блюда из них можно приготовить. 3. Сравните, чем различается технология приготовления каш рассыпчатой, вязкой, жидкой. 4. Назовите, какие блюда можно приготовить из бобовых. 5. Составьте рецепт приготовления блюда из круп, бобовых (на выбор). Проводит обобщение результатов исследовательской деятельности. Предлагает выполнить практическую работу № 44 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы. Предлагает ответить на вопросы. 1. Перечислите виды макаронных изделий. 2. Опишите технологию приготовления одного блюда из макаронных изделий. Предлагает выполнить практическую работу № 45 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит обучающихся к самоанализу, самооценке результатов деятельности на основе предлагаемых критериев: 1) соблюдение правил гигиены и санитарии: перед приготовлением пищи руки вымыты с мылом, надета рабочая одежда (головной убор и фартук); 2) соблюдение правил безопасного труда; 3) соблюдение нормы продуктов для приготовления блюда; 4) соблюдение требований к качеству блюда: нужная консистенция; форма; 5) вкусовые качества блюда; 6) добросовестное выполнение поручения в бригаде Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практические работы № 44, 45 из учебника. Анализируют, оценивают результаты выполненной работы Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 167—169 из учебника (аспект смыслового чтения) Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам.
Урок 23
1. Как сварить рассыпчатую гречневую кашу? 2. Как сварить пшённую молочную кашу? 3. Какая посуда подходит для приготовления каш?
Урок 24
1. Какие блюда из бобовых готовят в вашей семье? 2. Где выращивают сырьё для макаронных изделий? 3. Какова технология варки макаронных изделий? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроках. Обсуждает варианты домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 35
Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы, домашних заданий



Наверх