Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 25
Раздел. Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов.
Тема урока. Блюда из яиц.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией приготовления блюд из яиц; научить готовить блюда из яиц.
Задачи:
обучения — ознакомить обучающихся с видами яиц, блюдами из них; обучить на практике приготовлению и подаче блюд из яиц;
развития — способствовать развитию сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства продуктов и блюд по их цвету, запаху, на ощупь); моторных навыков (точности движений, их силы, скорости, координированности);
воспитания — воспитывать мотивы труда, коллективизм, дисциплинированность.
Дидактические средства: кухонный инвентарь; учебник технологии (§ 36), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приёмов работы; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: яйца диетические и столовые; овоскоп; яйца всмятку, в мешочек, вкрутую; яичница-глазунья, омлет натуральный.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии приготовления блюд из яиц; получение опыта приготовления блюд из них.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Яйца каких птиц человек использует в пищу? 2. Какие блюда можно приготовить из яиц? 3. Сколько яиц можно съедать в день? 4. Какие блюда из яиц чаще всего готовят у вас дома? 5. Можно ли есть сырые яйца? 6. Как определить свежесть яиц? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения цели на уроке | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните значение яиц в питании человека. 2. Приведите примеры способов определения доброкачественности яиц. 3. Составьте рецепт приготовления блюда из яиц (на выбор). 4. Расскажите о правилах подачи блюд из яиц. 5. Расскажите о безопасных приёмах работы при приготовлении блюд из яиц. Предлагает выполнить практические работы № 47, 48 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит обучающихся к самоанализу, самооценке результатов деятельности на основе предлагаемых критериев: 1) выполнение правил гигиены и санитарии перед приготовлением пищи; руки вымыты с мылом, надета рабочая одежда (головной убор и фартук); 2) соблюдение правил безопасного труда; 3) соблюдение требований к качеству блюд: варёное яйцо — не переварено, консистенция яйца соответствует нужной; яичница-глазунья — не нарушена целостность желтка; омлет — плотная консистенция; 4) блюда не подгорели, не пересолены; 5) добросовестное выполнение поручения в группе | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование. Представляют результаты. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами. Выполняют практическую работу № 47, 48 из учебника. Анализируют и оценивают результаты выполненной работы | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 170—173 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Чем отличаются диетические яйца от столовых? 2. Как недоброкачественное яйцо ведёт себя в стакане с солёной водой? 3. Как приготовить гоголь-моголь? 4. Назовите приспособления и электрические приборы для взбивания яиц. 5. Сколько минут нужно варить яйцо в мешочек. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 36 | Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |