Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 5
Раздел. Конструирование и моделирование.
Тема урока. Понятие о машине и механизме.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с механизмами и машинами, типовыми деталями, видами соединений деталей; обучить распознавать машины различных классов по их назначению, характеризовать простые механизмы, типовые детали машин и их соединения.
Задачи:
обучения — сформировать понятия о машине и механизме на уровне осмысления, запоминания, узнавания объектов; обеспечить усвоение учащимися принципа действия механизмов;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать),умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлятьсамоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: образцы механизмов, соединений и деталей, учебник технологии (§ 6), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий и механизмов, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: машины (машины-двигатели, машины-генераторы, технологические машины, транспортные и подъёмно-транспортные машины, информационные машины), конструкция, механизмы (винтовой, фрикционный, ремённая передача), детали (простые, сложные), соединения (подвижные, неподвижные).
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о механизмах и машинах, типовых деталях, видах соединений деталей; овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое машина? 2. Выберите на представленном изображении (слайде) то, что относится к понятию «машина». 3. Из чего состоят машины? 4. Какие виды механизмов вы знаете? 5. Рассмотрите механизмы, представленные на рисунке, и определите, какие из них относятся к подвижным, а какие к неподвижным. 6. Для чего нам нужны знания о машинах и механизмах? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Мобилизовывать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование и заполнить маршрутный лист. 1. Дайте определения понятий «машина», «механизм». 2. Выполните классификацию машин. 3. Какие существуют виды механизмов? 4. Из чего состоят механизмы (на конкретном примере)? 5. Как подразделяются детали? 6. Перечислите возможные способы соединения деталей. 7. Назовите профессии, в деятельности которых требуются знания машин и механизмов. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 5, 6 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают технологическую карту. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами. Выполняют практические работы № 5, 6 из учебника |
Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Чем отличается технологическая машина от подъёмно-транспортной? 2. Что такое механизм? 3. Как в ремённой передаче вращение одного шкива приводит к вращению второго шкива? 4. Крепление звонка к рулю велосипеда — это подвижное соединение? 5. Корпус ручки, которой пишет ученик, это простая деталь или сложная? Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 6 |
Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания |
Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную ечь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |