Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 12 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.
Тема урока. Влажно-тепловая обработка.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с операцией и терминологией влажно-тепловой обработки швейных изделий; приобретению умений выполнять влажно-тепловую обработку.
Задачи:
обучения — ознакомить с приспособлениями для влажно-тепловых работ на промышленных предприятиях и в домашних условиях, правилами их выполнения; обучить рациональной организации рабочего места при влажно-тепловых работах, соблюдению правил безопасной работы утюгом; сформировать знание операций влажно-тепловой обработки и терминологии; умение выполнять основные операции влажно-тепловой обработки;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координированности);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: инструменты и приспособления для влажно-тепловых работ: утюжильная доска, утюг с терморегулятором и пароувлажнителем; образец ручных работ; учебник технологии (§ 26), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов ручных и влажно-тепловых работ; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: влажно-тепловая обработка (ВТО); прессовое оборудование, утюжильные столы с парогенератором, паровоздушные манекены; терморегулятор, пароувлажнитель, утюжильная доска, проутюжильник; приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии выполнения влажно-тепловых работ; получение опыта приутюживания, разутюживания и заутюживания.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Предлагает отгадать загадки: «Гладит всё, чего касается, а дотронешься — кусается»; «Плывёт пароход — то назад, то вперёд, а за ним такая гладь — ни морщинки не видать». Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Для чего проводят влажно-тепловую обработку? 2. Какие физические факторы воздействуют при этом на ткань? 3. Какие опасности ожидают при работе утюгом? 4. Как их избежать? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Отгадывают загадки. Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выполняют поставленную учителем учебную задачу. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения цели на уроке | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните значение терминов «приутюживание», «разутюживание», «заутюживание». 2 . Сравните особенности влажно-тепловой обработки на промышленных предприятиях и в домашних условиях. 3. Что общего и в чём различия? 4. Перечислите правила выполнения влажно-тепловых работ. 5. Охарактеризуйте основные операции влажно-тепловой обработки. 6. Назовите, какие безопасные приёмы работы при выполнении влажно-тепловой обработки вы будете соблюдать? Проводит обобщение полученной информации и выполненной учебной задачи. Предлагает выполнить практическую работу № 40 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 40 из учебника. Анализируют, оценивают результаты выполненной работы | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 134—136 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. С какой целью выполняют влажно-тепловую обработку швейного изделия? 2. Чем отличается разутюживание от заутюживания? 3. Зачем нужно делать пробу ВТО на лоскуте той ткани, которую собираетесь обрабатывать? 4. Что нужно сделать, чтобы изделие после ВТО не потеряло форму? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 26 | Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать вдиалог | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |