Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 16 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технологии соединения деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с процессами сборки деталей из древесины в единое изделие (соединением на гвоздях и шурупах, а также склеиванием), правилами безопасной работы; обучить качественно соединять заготовки из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея.

Задачи:

обучения — сформировать понятия о соединениях деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение обучающимися приёмов сборки несложных изделий из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея; научить оценивать результаты работы;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, систематизировать, конкретизировать), объёмно-пространственного мышления; умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль), общетрудовых политехнических умений (конструктивно-технических, организационно-технологических);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: гвозди и шурупы (саморезы) различных типов, образцы деталей, соединённых с помощью гвоздей, шурупов и клея, молотки, клещи, отвёртки, коловороты, дрели, шило, угольники, линейки, карандаши, кисти, клей, шлифовальная шкурка, струбцины, детали из древесины для выполнения практических работ № 26—28, учебник технологии (§ 18), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов сборки изделий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: сборка, гвозди, клещи, шуруп, саморез, клей (натуральный, синтетический).

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные— освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологиях сборки изделий из древесины; получение навыков сборки изделий с помощью гвоздей, шурупов, клея.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Предлагает рассмотреть представленные образцы изделий и охарактеризовать способы соединения деталей в них.
Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Какие виды соединений деталей вы знаете? 2. Приходилось ли вам видеть гвозди и шурупы? В чём их различие? 3. В каких изделиях применяется данный вид соединения? 4. Как вы думаете, какие материалы, кроме бумаги, можно соединить клеем? Обобщает результаты эвристической беседы.
Подводит обучающихся к определению темы и целей урока.
Помогает составить план достижения целей
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
Высказывают свои предложения.
Выполняют учебную задачу.
Выявляют свои затруднения.
Согласовывают тему урока с учителем.
Определяют индивидуальную цель урока.
Составляют план достижения целей на уроке
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи
Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует работу в парах.
Предлагает выполнить задания.
Задание № 1
Рассмотрите рис. 80 из учебника и ответьте на вопросы: какие типы гвоздей представлены на рисунке, чем они различаются, где применяются? От чего зависит выбор гвоздей? Какие инструменты используются для соединения деталей с помощью гвоздей?
Задание № 2
Рассмотрите рис. 82 из учебника и расскажите о технологии соединения деталей на примере изделия скворечник.
Организует обсуждение результатов выполненных заданий.
Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Какой вид соединений деталей из древесины является наиболее надёжным и почему? 2. Сравните шуруп и саморез, что их объединяет, чем они различаются. 3. Приведите примеры изделий, где использован данный вид соединения. 4. Рассмотрите рис. 87 из учебника и предложите алгоритм технологической последовательности действий при соединении деталей с помощью саморезов.
Задание № 3
Прочитайте текст «Соединение деталей из древесины клеем» в учебнике. Ответьте на вопросы. 1. Что такое клей? 2. Какие виды клея вы знаете? 3. Расскажите о технологии склеивания (см. рис. 88 из учебника) на примере соединения деталей «основание» и «карандашница» подставки для ручек и карандашей (см. рис. 28, а из учебника).
Проверяет понимание сущности выполненных заданий, подводит обучающихся к обобщению полученных результатов.
Предлагает выполнить практические работы № 26, 27 из учебника.
Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.
Предлагает выполнить практическую работу № 28 из учебника.
Подводит итоги выполненной работы
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в парах.
Выполняют учебные задания.
Представляют полученные результаты.
Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили.
Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами.
Выполняют практические работы № 26—28 из учебника.
Анализируют, оценивают результаты выполненной работы
Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 80—88 из учебника (аспект смыслового чтения) Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. С какой целью на шляпку гвоздя иногда наносят насечку? 2. Как правильно следует держать молоток?3. Для чего при вытаскивании гвоздя под губки клещей подкладывают кусок дощечки? 4. Чем саморез отличается от шурупа? 5. Почему после склеивания деталей клеевой шов необходимо зачищать шлифовальной шкуркой?
Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.
Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
Обсуждает варианты домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 18
Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.
Записывают домашнее задание
Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх