Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 6
Раздел. Конструирование и моделирование.
Тема урока. Конструирование машин и механизмов.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с принципами конструирования и моделирования механизмов и машин; обучить их осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции, конструировать модель по заданному прототипу, проводить испытания и модернизацию модели.
Задачи:
обучения — сформировать понятия о конструировании моделей машин и механизмов на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обучить переносу знаний и умений в новую ситуацию при конструировании моделей механизмов;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль), творческого мышления и воображения (репродуктивного, творческого);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: образцы механизмов, учебный образовательный конструктор, учебник технологии (§ 7), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий и механизмов, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: конструирование, технические требования.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о конструировании механизмов и машин; овладение умениями осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции и по заданному прототипу, проводить испытания и модернизацию моделей.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое конструирование? 2. Рассмотрите два объекта (на любом примере) и охарактеризуйте их конструктивную форму? Что их объединяет и чем они различаются? 3. Как влияют требования пользователей на улучшение конструкций мобильных телефонов? 4. Каким конструктивным требованиям должны удовлетворять, например, шариковая ручка, пенал, рюкзак, настольная лампа и т. д. Подводит к определению темы и целей урока. Помогает составить план достижения целей |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения целей урока |
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Предлагает прочитать текст параграфа «Конструирование машин и механизмов» и разработать технические требования к созданию конкретных объектов труда. Организует выполнение заданий. Задание № 1. Осуществить сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции. Задание № 2. Разработать оригинальную конструкцию модели, осуществить испытание и анализ результатов. Проверяет понимание сущности выполненных заданий, подводит обучающихся к обобщению полученных результатов |
Осуществляют продуктивное чтение текста. Разрабатывают технические требования к предложенным объектам. Представляют результаты. Определяют оптимальные способы выполнения предлагаемых заданий в соответствии с целью и задачами урока. Выполняют предложенные задания. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили |
Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какие движения совершают ведущее и ведомое звенья винтовой передачи? 2. Чем отличается сборка модели по инструкции от сборки по заданному прототипу? 3. С какой целью изготавливают модели различных конструкций и механизмов (передач)? 4. Для чего проводят испытания моделей машин и механизмов? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает вариант домашнего задания: ответить на вопросы к § 7 |
Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |