Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 6


Раздел. Конструирование и моделирование.

Тема урока. Конструирование машин и механизмов.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с принципами конструирования и моделирования механизмов и машин; обучить их осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции, конструировать модель по заданному прототипу, проводить испытания и модернизацию модели.

Задачи:

обучения — сформировать понятия о конструировании моделей машин и механизмов на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обучить переносу знаний и умений в новую ситуацию при конструировании моделей механизмов;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль), творческого мышления и воображения (репродуктивного, творческого);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: образцы механизмов, учебный образовательный конструктор, учебник технологии (§ 7), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий и механизмов, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: конструирование, технические требования.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о конструировании механизмов и машин; овладение умениями осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции и по заданному прототипу, проводить испытания и модернизацию моделей.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое конструирование? 2. Рассмотрите два объекта (на любом примере) и охарактеризуйте их конструктивную форму? Что их объединяет и чем они различаются? 3. Как влияют требования пользователей на улучшение конструкций мобильных телефонов? 4. Каким конструктивным требованиям должны удовлетворять, например, шариковая ручка, пенал, рюкзак, настольная лампа и т. д.
Подводит к определению темы и целей урока.
Помогает составить план достижения целей
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
Высказывают свои предложения.
Выявляют свои затруднения.
Согласовывают тему урока с учителем.
Определяют индивидуальную цель урока.
Составляют план достижения целей урока
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Предлагает прочитать текст параграфа «Конструирование машин и механизмов» и разработать технические требования к созданию конкретных объектов труда.
Организует выполнение заданий. Задание № 1. Осуществить сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции. Задание № 2. Разработать оригинальную конструкцию модели, осуществить испытание и анализ результатов.
Проверяет понимание сущности выполненных заданий, подводит обучающихся к обобщению полученных результатов
Осуществляют продуктивное чтение текста.
Разрабатывают технические требования к предложенным объектам.
Представляют результаты.
Определяют оптимальные способы выполнения предлагаемых заданий в соответствии с целью и задачами урока.
Выполняют предложенные задания.
Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили
Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какие движения совершают ведущее и ведомое звенья винтовой передачи? 2. Чем отличается сборка модели по инструкции от сборки по заданному прототипу? 3. С какой целью изготавливают модели различных конструкций и механизмов (передач)? 4. Для чего проводят испытания моделей машин и механизмов?
Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
Обсуждает вариант домашнего задания: ответить на вопросы к § 7
Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.
Записывают домашнее задание
Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий




Наверх