Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 10 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технологии изготовления изделий.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологическими процессами изготовления несложных деревянных, металлических и пластмассовых деталей; обучить формулировать и записывать последовательность технологического процесса изготовления простых деталей из древесины, металла или пластмассы; развивать техническое мышление, навыки планирования трудовой деятельности с учётом имеющихся ресурсов и условий.
Задачи:
обучения — сформировать понятия о технологическом процессе изготовления изделий из конструкционных материалов на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов и применения их в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение приёмов составления технологической последовательности изготовления простых деталей из древесины, металла или пластмассы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, абстрагировать), абстрактно-логического мышления и воображения (репродуктивного, творческого);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); творческую личность.
Дидактические средства: плакаты с технологическими процессами изготовления деталей из древесины, тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов, технологические карты, чертежи деталей из конструкционных материалов для выполнения практических работ № 16, 17, чертёжные инструменты, учебник технологии (§ 12), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация технологических карт и чертежей, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: технологическая карта, припуск.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологических процессах изготовления деталей из конструкционных материалов; получить опыт составления технологической последовательности изготовления простых деталей из древесины, металлов, искусственных материалов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Предлагает рассмотреть и проанализировать представленные образцы изделий из различных материалов по вопросам. 1. Что это за изделия? 2. Какую конструктивную форму они имеют? 3. Из каких материалов изготовлены? 4. Возможно ли их было изготовить из других материалов? 5. Как разметить детали, из которых состоят изделия? 6. Каким образом соединяются детали в изделии? 7. Какая отделка используется? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока |
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения целей на уроке |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии цивилизации |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование и заполнить маршрутный лист. 1. Из каких технологических операций состоит процесс изготовления изделий из древесины, тонколистового металла, искусственных материалов? 2. Выполните технологическую карту изготовления одного из изделий (подставки под горячую посуду, подставки для карандашей, совка, жестяной коробочки и др.). Проводит обобщение полученной информации и выполненной учебной задачи. Предлагает выполнить практические работы № 16, 17 из учебника, для этого выдаёт обучающимся чертежи деталей. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит обучающихся к самоанализу, самооценке результатов деятельности на основе предлагаемых критериев: 1) правильность выбора материала детали; 2) выбор размеров заготовки с учётом припусков; 3) точность изложения содержания операций; 4) полнота перечня инструментов; 5) полнота перечня приспособлений; 6) грамотность изложенного текста; 7) правильная последовательность выполнения операций; 8) все необходимые операции указаны в технологическом процессе; 9) аккуратность заполнения технологической карты; 10) время выполнения задания |
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают технологическую карту. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целью и задачами. Выполняют практические работы № 16, 17 из учебника. Анализируют, оценивают выполненную работу |
Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Как вы думаете, чем отличается процесс изготовления изделия из металла от процесса изготовления изделия из древесины? 2. Какие из перечисленных технологических операций являются общими при обработке древесины и металла: разметка, строгание рубанком, сверление, зачистка? 3. Что произойдёт, если деталь изготовить не в той последовательности, как указано в технологическом процессе (технологической карте)? 4. Почему заготовка должна иметь размеры, близкие к размерам готовой детали? 5. Как вы представляете себе контроль качества готового изделия? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 12 |
Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменн | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |