Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Уроки 15, 16 (вариант Б)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.

Тема уроков. Технологии аппликации.

Тип уроков: комбинированный.

Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по приобретению умения выполнять несложную аппликацию.

Задачи:

обучения — ознакомить обучающихся с применением аппликации в лоскутной технике, обучить технологии выполнения аппликации с применением петельных или прямых потайных стежков;

развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координированности);

воспитания — воспитывать мотивы труда (добиться высоких результатов в работе, переживание красоты труда).

Дидактические средства: лоскуты набивной и гладкокрашеной хлопчатобумажной ткани, мотив аппликации, копировальная бумага, простой карандаш; нитки мулине, маленькие ножницы с острыми концами, портновские булавки; образцы изделий с аппликацией; учебник технологии (§ 29), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация изделий, показ приёмов выполнения аппликации; фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: аппликация.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологиях выполнения аппликации из ткани; получение опыта создания аппликации.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Что такое аппликация? 2. Чем данный вид рукоделия отличается от лоскутного шитья? 3. Из каких материалов вы делали аппликацию в начальной школе? 4. Чем аппликация соединяется с бумагой, тканью? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целиуроков Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выполняют поставленную учителем учебную задачу. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему уроков с учителем. Определяют индивидуальную цель уроков. Составляют план достижения цели на уроках Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Опишите последовательность действий при выполнении аппликации. 2. Чем отличается технология выполнения аппликации из бумаги от выполнения аппликации на ткани? 3. Определите, какие материалы, приспособления и инструменты вам понадобятся для выполнения аппликации. 4. Перечислите, какие приёмы соединения деталей кроя аппликации с основой (тканью) вы будете применять. Проводит обобщение результатов исследования. Контролирует процесс выполнения задания, ориентируя на соблюдения безопасных приёмов работы. При необходимости оказывает помощь. Предлагает выполнить практическую работу № 41 из учебника. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 41 из учебника. Анализируют, оценивают результаты выполненной работы Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 145—146 из учебника (аспект смыслового чтения) Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Где вы взяли мотив для аппликации? 2. Какую ткань выбрали? 3. Каким швом вы пришили аппликацию? 4. Какие по цвету нитки выбрали для пришивания аппликации? 5. Почему нельзя пришить аппликацию из ткани косыми стежками? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): завершить выполнение аппликации; 2) творческий уровень: придумать и нарисовать мотив для аппликации Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроках. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх