Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Уроки 19, 20 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.
Тема уроков. Технологии обработки срезов лоскутного изделия.
Тип уроков: комбинированный.
Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по приобретению умений обрабатывать срезы лоскутного изделия.
Задачи:
обучения — ознакомить с обработкой срезов лоскутного изделия, обучить технологии обработки срезов лоскутного изделия двойной подгибкой;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координированности);
воспитания — воспитывать мотивы труда (добиться высоких результатов в работе, переживание красоты труда).
Дидактические средства: лоскутное изделие, изготовленное на прошлом уроке, швейные нитки, маленькие ножницы с острыми концами, портновские булавки; образцы лоскутных изделий с различными видами обработки срезов; учебник технологии (§ 29), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация изделий, показ приёмов выполнения аппликации; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: лоскутное изделие.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологиях обработки срезов лоскутных изделий; получение опыта обработки срезов двойной подгибкой.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Предлагает рассмотреть лоскутные изделия с обработанными и необработанными срезами, сравнить их и проанализировать. Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Для чего обрабатывают швейное изделие по краям, срезам? 2. Перечислите способы обработки деталей кроя. Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели уроков | Выполняют поставленную учителем учебную задачу. Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему уроков с учителем. Определяют индивидуальную цель уроков. Составляют план достижения цели на уроках | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует работу в парах. Предлагает: — рассмотреть образцы лоскутных изделий, срезы которых обработаны различными способами, сравнить их и определить, какие способы обработки срезов здесь были применены; — рассмотреть приёмы обработки лоскутного изделия с помощью припусков подкладки (двойной подгибкой); — выполнить практическую работу по изготовлению лоскутного изделия. Контролирует процесс выполнения задания, ориентируя на соблюдение безопасных приёмов работы. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы. | Определяют оптимальные способы выполнения предлагаемых заданий в соответствии с целью и задачами. Выполняют предложенные задания. Представляют результаты. Выполняют практическую работу. Анализируют, оценивают полученные результаты. | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 148 из учебника (аспект смыслового чтения). | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. С какой целью вы выполняли обработку срезов лоскутного изделия? 2. Какую технологию вы для этого выбрали? 3. Какие трудности встретились в процессе выполнения работы? 4. Хотелось ли вам воспользоваться для работы швейной машиной? 5. Какие преимущества вам это дало бы? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроках. Предлагает вариант домашнего задания: завершить обработку срезов | Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения изнаблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |