Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Уроки 31—34
Раздел. Исследовательская и созидательная деятельность.
Тема уроков. Разработка и реализация творческого проекта.
Тип уроков: комбинированный.
Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по выполнению творческого проекта и его публичной защите.
Задачи:
обучения — обучить выполнять задание по переносу знаний и умений в новую ситуацию; научить оценивать результаты работы, делать выводы;
развития — способствовать развитию волевой и эмоциональной сферы (инициативы, смелости, уверенности в своих силах, настойчивости, способности преодолевать трудности, умения владеть собой);
воспитания — воспитывать мотивы труда (достижение высоких результатов в работе); развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: образцы творческих проектов, инструменты и приспособления для обработки конструкционных и текстильных материалов, материалы и инструменты для окончательной отделки готовых изделий; чертежи, выкройки, шаблоны деталей, входящих в состав творческих проектов, технологические карты изготовления этих деталей (изделий); учебник технологии (§ 43, Приложение), рабочая тетрадь, калькуляторы, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация образцов творческих проектов, практическая работа.
Опорные понятия: портфолио, презентация и защита творческого проекта.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о выполнении и защите творческих проектов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Перечислите основные этапы выполнения творческого проекта. 2. Какие новые технологии вы будете применять в процессе работы над проектом? 3. Какую дополнительную информацию вам нужно будет получить? 4. Каким новым способам действий необходимонаучиться дополнительно? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели уроков | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель уроков. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели уроков | Прогнозировать достижение познавательных результатов. Извлекать необходимую информацию, структурировать знания | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную проектную деятельность. Предлагает обучающимся: — определиться с проблемой исследования; — сформулировать тему проекта, определить цели, задачи, критерии; — провести исследования, поиск дополнительной информации; — выдвинуть варианты идей решения проблемы; — определиться с лучшей идеей и разработать её; — отобрать необходимый материал, инструменты, оборудование; — разработать технологическую документацию; — отработать навыки выполнения различных технологических операций; — испытать и оценить свой проект; — представить и защитить свой проект. Контролирует и сопровождает процесс выполнения проектной деятельности. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы по следующим критериям: 1) полнота доклада; 2) краткость изложения, соблюдение отведённого времени; 3) правильность изложения (грамотность), культура речи; 4) точность, логичность изложения; 5) выразительность и аргументированность изложения; 6) анализ того, что получилось, а что нет; 7) владение вниманием аудитории, манера поведения; 8) глубина знаний по теме проекта и по предмету; 9) предметные и убедительные ответы на вопросы присутствующих; 10) готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность, воспитанность | Выполняют творческий проект. Находят необходимую информацию с использованием Интернета. Выполняют необходимые эскизы. Составляют учебные технологические карты. Практически реализуют свой замысел. Контролируют качество того, что получилось. Оценивают стоимость проекта, сопоставляя её с возможной рыночной ценой. Разрабатывают варианты рекламы. Подготавливают пояснительную записку. Оформляют и представляют результаты проектной деятельности | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Принимать решение и реализовывать его | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какие учебные задачи стояли перед вами? 2. На все ли задачи удалось найти ответ? 3. Что вы узнали нового в процессе проектной деятельности? 4. Что научились делать? 5. Появился ли повод гордиться собой и результатами своей деятельности? 6. Появились ли у вас новые идеи, которые хотелось бы реализовать в будущем? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы над проектом | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено в процессе проектной деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности | Проявлять познавательный интерес и активность при работе над проектом. Контролировать и оценивать результаты деятельности. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Осознавать личностный смысл учения, стремиться к совершенствованию своих знаний и умений |