Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 29
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Выращивание комнатных растений.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выращивания комнатных растений, пересадкой (перевалкой) комнатных растений.
Задачи:
обучения — ознакомить с технологиями выращивания комнатных растений; обучить проводить перевалку (пересадку) комнатных растений;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, координированности);
воспитания — воспитывать мотивы труда (стремление приносить пользу людям, переживание красоты труда).
Дидактические средства: горшок, совок, черепок, мелкие камешки (дренаж), крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, бумага (газета); учебник технологии (§ 41), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приёмов работы; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: полив, опрыскивание, подкормка, пересадка, перевалка, горшок, кашпо, контейнер, почвенная смесь, дренаж, аэропоника, гидропоника, субстрат.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологиях выращивания комнатных растений; получение опыта перевалки (пересадки) комнатных растений.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Рассмотрите растения в кабинете технологии. Какие это растения? Определите, что им необходимо для нормального роста. 2. Как эти условия соблюдаются? 3. Какие растения есть у вас дома? 4. Что такое пересадка, перевалка растений? Сравните эти технологии. 5. Расскажите о технологии выращивания комнатных растений. 6. Что такое аэропоника, гидропоника? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование и ответить на проблемные вопросы. 1. Объясните значения понятий «горшок», «кашпо», «контейнер». 2. Как называется технология выращивания растений без почвы? Расскажите о ней. 3. Составьте алгоритм технологии выращивания комнатных цветов, овощных культур. Определите, в чём их различия. Организует обсуждение результатов проведённого исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 51 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 51 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 185—188 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. По каким критериям нужно выбирать растение в магазине? 2. Как подобрать для растения горшок и подготовить его? 3. Для чего нужен дренаж и как его устроить? 4. Как часто нужно поливать растения? 5. Как понять, что растению нужна пересадка? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 41 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируютстепень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы, домашних заданий |