Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 19 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Художественно-прикладная обработка древесины. Выпиливание лобзиком.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выпиливания изделий из фанеры или тонкой древесины лобзиком, инструментами и приспособлениями для выпиливания, последовательностью выпиливания лобзиком, правилами безопасной работы; научить качественно выпиливать детали из фанеры по разметке; формировать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии выпиливания лобзиком изделий из древесины художественно-прикладного назначения на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и на уровне применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение обучающимися приёмов выпиливания лобзиком; научить оценивать результаты работы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, скоординированности), наглядно-образного мышления и воображения (репродуктивного, творческого);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: образцы изделий, изготовленных с помощью технологии выпиливания лобзиком, чертежи деталей для выпиливания, выпиловочные столики, лобзики, приспособление для стяжки рамки лобзика, копировальная бумага, карандаши, шило, ручная дрель, свёрла, напильники, надфили, шлифовальная шкурка; учебник технологии (§ 22), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приёмов выпиливания лобзиком, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: лобзик, пилка, выпиловочный столик.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии выпиливания лобзиком изделий из древесины художественно-прикладного назначения; получение навыков выпиливания; умение проводить презентацию результатов труда.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Предлагает рассмотреть представленные образцы изделий, проанализировать их, определить технологию изготовления. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое фанера? 2. Рассмотрите предложенные инструменты и выберите из них только те, которые необходимы для пиления древесины. 3. С помощью какого инструмента можно распилить трёхслойную фанеру? 4. Перечислите все возможные способы отделки изделий из древесины. Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока |
Рассматривают представленные изделия, сравнивают, анализируют, определяют технологию изготовления. Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока |
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Восприниматьна слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Предлагает: — определиться с объектом деятельности (рассмотреть изображения различных изделий и выбрать то, которое хотелось бы изготовить); — проанализировать и выбрать из предложенного материал для их изготовления; — подобрать необходимый для их изготовления инструмент. Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах по проблемным вопросам. 1. Объясните значения понятий «лобзик», «пилка», «выпиловочный столик». 2. Расскажите об особенностях устройства и работы лобзиком. 3. Разработайте алгоритм технологии выпиливания лобзиком. 4. Какие безопасные приёмы работы необходимо соблюдать при выпиливании лобзиком? Проводит обобщение результатов работы в группах. Предлагает выполнить практическую работу № 34 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы |
Определяют объект деятельности, выбирают необходимый материал и инструменты. Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 34 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов |
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 108—111 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Почему пилка лобзика должна быть упруго растянута между концами рамки? 2. Куда должны быть направлены зубья пилки, установленной в зажимах лобзика? 3. С какой целью перед выпиливанием внутреннего контура в нём сверлят отверстие диаметром 3 мм? 4. Почему при выпиливании стараются не менять положения лобзика, а двигают и поворачивают заготовку? 5. Почему выпиливание рисунка начинают с внутренних контуров? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 22 |
Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание |
Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |