Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Уроки 13, 14 (вариант Б)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.

Тема уроков. Технологии лоскутного шитья.

Тип уроков: комбинированный.

Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по приобретению умений выполнять несложный лоскутный верх изделия.

Задачи:

обучения — ознакомить с историей лоскутного шитья в России, видами лоскутной техники, обучить технологии изготовления лоскутного шитья по шаблонам;

развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, скоординированности);

воспитания — воспитывать патриотизм (интерес к прошлому и настоящему своей страны).

Дидактические средства: лоскуты набивной и гладкокрашеной хлопчатобумажной ткани, портновский мел, линейка, ножницы; швейные нитки, маленькие ножницы с острыми концами, портновские булавки; образцы изделий в лоскутной технике; учебник технологии (§ 28), рабочая тетрадь, ПК, электронныесредства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация изделий, показ приёмов соединения деталей в лоскутном изделии; фронтальный опрос, практическая работа.Опорные понятия: лоскутное шитьё, узоры «спираль», «изба», шаблон.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологиях лоскутного шитья; получение опыта создания лоскутного верха изделия.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
К уроку № 13
Вовлекает в эвристический диалог по вопросам. 1. Перечислите технологическую последовательность изготовления швейных изделий. 2. Что значит подготовить детали кроя к обработке? 3. Рассмотрите образцы швейных изделий (чехол на телефон, салфетка, подушка на стул) и определите, какие виды соединительных швов применялись при их изготовлении.
К уроку № 14
1. Что заставляло женщин заниматься лоскутным шитьём в старину и что побуждает в наше время? 2. Какие узоры лоскутного шитья вам известны? 3. Что такое шаблон? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели уроков
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выполняют поставленную учителем учебную задачу. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему уроков с учителем. Определяют индивидуальную цель уроков. Составляют план достижения цели на уроках Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Урок № 13
Организует самостоятельную практическую деятельность. Изготовление швейного изделия, выбранного обучающимися (раскрой, подготовка деталей кроя к обработке). Контролирует процесс выполнения задания, ориентируя на соблюдение безопасных приёмов работы. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы.
Урок № 14
Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Объясните значение понятия «лоскутное шитьё». 2. Рассмотрите образцы изделий, выполненных в лоскутной технике. Что их объединяет, чем они различаются? 3. Перечислите технологическую последовательность действий при изготовлении лоскутного изделия на примере конкретного изделия. 4. Как выполнить шаблоны для изготовления швейного изделия? Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить самостоятельную работу из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы
Урок № 13
Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами.
Урок № 14
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют самостоятельную работу. Анализируют, оценивают результаты выполненной работы
Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 142—144 из учебника (аспект смыслового чтения) Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам.
Урок № 13
1. Как можно обработать срезы швейного изделия? 2. Как обрабатывают срезы подушки перед вывёртыванием? 3. Как выстегать подушку из ткани с крупным рисунком? 4. Сколько завязок может понадобиться для подушки?
Урок № 14
1. Какой формы лоскуты традиционны для лоскутной техники? 2. Зачем нужно выстирать ткань перед лоскутным шитьём? 3. Как принято чередовать цвет лоскутов в узоре «изба»? 4. Какие ручные стежки применяют для соединения лоскутов вручную? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроках. Обсуждает варианты домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 28
Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Делать выводы и умозаключения изнаблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх