Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
5 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 2


Раздел. Современные технологии и перспективы их развития.

Тема урока. Понятие технологии.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия «технология», истории развития технологий, цикла жизни технологий, закономерностей технологического развития, влияния технологий на мировое хозяйство, проблем антропогенного воздействия технологий на окружающую среду; научить учащихся различать материальные и нематериальные технологии.

Задачи:

обучения — сформировать понятие «технология» на уровне осмысления, узнавания, понятие «цикл жизни технологии» на уровне восприятия, запоминания; обобщить и систематизировать знания о материальных и нематериальных технологиях;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: библиотека кабинета технологии, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 2), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: технология, жизненный цикл технологии, источники развития технологий, материальные и нематериальные технологии.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о современных технологиях и перспективах их развития, овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Организует дискуссию по вопросам. 1. Что оказывает влияние на технический прогресс? 2. Что такое технологии? С какими технологиями вы знакомы? 3. Какие технологии мы можем назвать современными? 4. Что значит «перспективные технологии»? 5. Сравните, что общего и чем различаются представленные на изображениях (слайде) различные виды техники?
Обобщает результаты эвристической беседы.
Подводит обучающихся к определению темы и целейурока
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
Контролируют правильность ответов одноклассников.
Согласовывают тему и формулируют цель урока.
Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Понимать значимость целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Предлагает провести самостоятельное исследование закономерностей технологического развития человеческой цивилизации, влияния технологий на мировое хозяйство, проблем антропогенного воздействия технологий на окружающую среду.
Классифицирует материальные и нематериальные технологии.
Организует обсуждение результатов исследования.
Предлагает выполнить практическую работу № 2 из учебника с учётом её вариативности.
Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.
Подводит итоги выполненной работы
Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов).
Представляют результаты исследования.
Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили.
Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологий.
Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами.
Выполняют практическую работу № 2 из учебника.
Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов
Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах на рис. 7—9 из учебника (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Понимать значимость технологий в практической жизни
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Почему на рис. 7 учебника левая часть кривых касается горизонтальной оси, а правая не касается? 2. Что такое высокие технологии? 3. Телекоммуникационная технология — это материальная или нематериальная технология?
Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.
Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 2
Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке.
Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.
Записывают домашнее задание
Давать определение понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий




Наверх