Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 2
Раздел. Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.
Тема урока. Энергетическое обеспечение зданий. Энергосбережение в быту.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией энергетического обеспечения зданий, принципами энергосбережения в быту.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологиях энергетического обеспечения зданий и принципах энергосбережения в быту на уровне осмысления, запоминания, узнавания;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), дисциплинированность (выполнение правил человеческого общежития, установленных требований к поведению).
Дидактические средства: библиотека кабинета технологии, плакат с изображением знаков электробезопасности, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 3), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: энергетическое обеспечение домов, электробезопасность, отопление зданий (тепловые потери), энергосбережение.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений об энергетическом обеспечении зданий и энергосбережении в быту, овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создает эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Можно ли без электричества прожить в современных домах? 2. Как в зимний период обогреваются помещения вашего дома (квартиры)? 3. Имеются ли в вашем доме приборы учета потребления воды? 4. Обращаете ли вы внимание на знаки, предупреждающие об опасности поражения электрическим током? 5. Выключаете ли вы свет, выходя из комнаты? 6. Что показывают знаки электробезопасности, представленные на изображениях (слайде)? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «энергетическое обеспечение домов», «энергосбережение». 2. Охарактеризуйте элементы энергоснабжения жилого многоквартирного дома. 3. Перечислите способы экономии электроэнергии. 4. Назовите способы устранения тепловых потерь в помещении. 5. Укажите способы экономии воды и газа. 6. В чем состоят особенности современных жилых зданий, обладающих минимальным потреблением энергии извне? Организует обсуждение результатов проведенного исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 2 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологий энергетического обеспечения зданий. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 2 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Преобразовывать практическую работу в познавательную | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя | Понимать значимость технологий в практической жизни |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Что такое электробезопасность? 2. Каковы задачи электриков по обеспечению бесперебойного электроснабжения многоквартирного дома? 3. Что периодически проверяют работники газовых служб? 4. Каковы обязанности службы ЖКХ в обеспечении отопления зданий? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 3 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учи теля | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |