Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 9


Раздел. Технологическая система.

Тема урока. Моделирование механизмов технических систем.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по моделированию технических систем; обучить учащихся строить модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов, по кинематической схеме, выполнять модификацию механизмов для получения заданных свойств.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о моделировании технических систем, видах моделей на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и на уровне применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение обучающимися особенностей построения модели механизма, состоящего из нескольких простых механизмов, по кинематической схеме, модификации механизмов (на основе технической документации);

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать); развивать специфические виды мышления (абстрактно-логическое, объемно-пространственное), качества ума (глубину, гибкость, широту, творчество);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: образцы механизмов, учебный образовательный конструктор, библиотека кабинета технологии, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 11), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация моделей механизмов, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: моделирование, модель.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о моделировании технических систем, видах моделей; овладение умениями строить модели механизма, состоящего из нескольких простых механизмов, по кинематической схеме, выполнять модификации механизмов.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое моделирование, модель? 2. С какой целью изготавливают уменьшенные копии различных машин, конструкций? 3. Как вы думаете, почему созданные модели всегда подвергают испытаниям? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Мобилизировать внимание
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «моделирование», «модель». 2. Охарактеризуйте эвристические модели. 3. Опишите натурную модель. 4. Разъясните смысл математической модели. Организует обсуждение результатов проведенного исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 10 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 10 из учебника (создают модели механизмов, выполняют их модификацию). Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Осуществлять самоконтроль и взаимо контроль процесса и результатов выполнения практических работ Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Что такое моделирование? 2. Чем натурная модель отличается от эвристической? 3. Что такое математическая модель? 4. Сколько модификаций конструкций удалось найти в результате выполнения п. 3 практической работы № 10 из учебника? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 11 Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх