Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 21 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технологии отделки изделий из древесины, металла и пластмассы.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией отделки изделий из древесины, металла и пластмассы; обучить учащихся приемам окрашивания и лакирования поверхностей изделий из конструкционных материалов.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологиях отделки изделий из древесины, металла и пластмассы; обучить учащихся новым трудовым операциям;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), общетрудовых политехнических умений;
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: верстак, материалы и инструменты напильники, краски и эмали, лаки, кисти, грунтовка, шпатлевка, шпатели, шлифовальная шкурка, резиновые перчатки), вытяжной шкаф, детали и изделия из конструкционных материалов для выполнения практических работ № 25, 26, учебник технологии (§ 23), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приемов отделки деталей и изделий, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: шпатлевка; декоративное и антикоррозионное покрытие, воронение.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологиях отделки деталей и изделий из конструкционных материалов; получение навыков подготовки поверхностей деталей к окрашиванию и лакированию, навыков отделки (лакированием, окраской).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Что такое отделка изделий? Какие способы отделки изделий из древесины вы знаете? 2. Для чего предназначена отделка изделий из древесины? 3. Каково должно быть состояние поверхности деревянной детали перед ее отделкой? 4. Каким образом проверяют качество лакирования детали из древесины? 5. Каким образом выполняют отделку изделий из тонколистового металла и проволоки? 6. Как защитить металлическое изделие от ржавчины? 7. Как нужно подготовить металлическое изделие, прежде чем его окрашивать? 8. Какие материалы и инструменты для окраски вы знаете? Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников.Фор мулируют тему и цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «шпатлевка», «декоративное и антикоррозионное покрытие». 2. Охарактеризуйте материалы для отделки изделий (грунтовки, шпатлевки, краски, эмали, лаки). 3. Какие инструменты применяют для отделки изделий? 4. Опишите технологию окраски изделия из древесины; приемы устранения дефектов окраски. 5. Каковы особенности отделки изделий из металлов и пластмасс? 6. Перечислите правила безопасной работы при окраске и лакировании. 7. Какие рабочие профессии связаны с технологиями отделки? Организует обсуждение полученной новой инфор мации. Предлагает выполнить практические работы № 25, 26 из учебника с учетом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных потребностей. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 25, 26 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Понимать и интерпретировать информацию учителя. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. В каком случае изделие из древесины не лакируют, а окрашивают? 2. Какие краски (по составу) для окрашивания древесины вы знаете? 3. Для какой цели служит шпатлевка? 4. Чем, кроме кисти, можно наносить краску на поверхность? 5. Почему работы по окрашиванию следует выполнять в проветриваемом помещении? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 23; 2) повышенный уровень: найти в Интернете или других источниках информацию об ассортименте современных красок и эмалей для древесины и металла; подготовить сообщение к следующему уроку | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение классификацию. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |