Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 7


Раздел. Технологическая система.

Тема урока. Техническая система и ее элементы.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятий «техническая система» (подсистема, надсистема), «основные части машин, механизмов»; обучить распознавать звенья передачи (ведущее, ведомое), выполнять эскизы механизмов, рассчитывать передаточное отношение механизма.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технических системах, основных частях машин (двигателе, передаточном механизме, рабочем органе), механизмах (цепном, зубчатом, реечном) на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания; о передаточном отношении на уровне применения в сходной ситуации;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: образцы или модели механическихпередач; видеоматериалы, слайды, плакаты с изображением машин и механизмов; электронные образовательные ресурсы, калькуляторы, учебник технологии (§ 9), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий и механизмов, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: техническая система (подсистема, надсистема); основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий (исполнительный) орган; механизмы: цепной, зубчатый, реечный; шестерня; звенья передачи: ведущее, ведомое; передаточное отношение.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технической системе, основных частях машин, механизмах; получение новых знаний в рамках учебного предмета.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Что такое машина? 2. Какие виды машин вы знаете? 3. Что такое механизм? 4. Какие виды механизмов вы знаете? 5. Какие машины имеются в школьной учебной мастерской? 6. Рассмотрите образцы (изображения) машин и определите, какие потребности они могут удовлетворять. Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в проблемный диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «техническая система», «основные части машин», «звенья передачи», «передаточное отношение». 2. Перечислите три основные части любой машины. 3. Дайте описание цепного, зубчатого и реечного механизмов. 4. Охарактеризуйте ведущее и ведомое звенья механизмов. 5. Запишите формулу для определения передаточного отношения. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практическую работу № 7 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных машин. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 7 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать ана логии Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Что является двигателем, передаточным механизмом и рабочим органом в электрической дрели? 2. Как в цепной передаче вращение одной звездочки приводит к вращению второй звездочки? 3. Что такое шестерня? 4. Как определяют передаточное отношение зубчатой передачи? Напишите на доске формулу. 5. Можно ли подсчитать передаточное отношение реечной передачи? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 9 Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх