Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 26
Раздел. Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов.
Тема урока. Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с пищевой ценностью блюд из рыбы и морепродуктов, технологией приготовления блюд из них; обучить на практике приготовлению и подаче блюд из рыбы и морепродуктов.
Задачи:
обучения — ознакомить с пищевой ценностью рыбы и морепродуктов, признаками их доброкачественности, условиями и сроками хранения; ознакомить с технологиями подготовки рыбы и морепродуктов к приготовлению, технологиями приготовления блюд из рыбы и морепродуктов; формировать навыки учебно-исследовательской деятельности;
развития — способствовать развитию сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства продуктов и блюд по их цвету, запаху, на ощупь); моторных навыков (точности движений, их силы, скорости, координации);
воспитания — воспитывать мотивы труда, коллективизм, дисциплинированность.
Дидактические средства: кухонный инвентарь; учебник технологии (§ 39—41), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приемов работы; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: оттаивание, вымачивание, разделка, пластование рыбы; отваривание, припускание, жарка, тушение, запекание рыбы; изделия из котлетной массы; повар; нерыбные продукты моря (морепродукты): кальмары, креветки, мидии, морские гребешки, морская капуста, морские водоросли.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии приготовления блюд из рыбы и морепродуктов; получение опыта приготовления блюд из них.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в дискуссию по вопросам. 1. Какие виды тепловой обработки продуктов вы знаете? 2. Опишите технологию варки яиц, картофеля. 3. Какая кухонная посуда нужна для жарки? 4. Какие морские обитатели, кроме рыбы, водятся в Мировом океане? 5. Какие блюда из продуктов моря вы пробовали? Чем они полезны для человека? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять тветы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах (бригадах). Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Назовите пищевые (питательные) вещества, которыми богаты рыба и нерыбные продукты моря. 2. Перечислите признаки доброкачественности рыбы, условия и сроки хранения рыбной продукции. 3. Определите срок годности консервов по маркировке на банке. 4. Назовите правила оттаивания мороженой рыбы; вымачивания соленой рыбы. 5. Назовите операции и последовательность разделки рыбы. 6. Назовите санитарные требования при обработке рыбы. 7. Составьте технологическую карту приготовления блюда из рыбы, пользуясь текстом учебника. Организует показ приемов разделки рыбы. Организует показ приемов определения качества термической обработки рыбных блюд Организует выполнение практических работ № 39—42 из учебника. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах (бригадах). Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают технологическую карту приготовления блюд. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 39—42 из учебника. Проводят дегустацию блюд. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и инте рпретировать информацию, представленную на рис. 129—131 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. В каком случае при варке куски рыбы заливают холодной водой, а в каком — горячей? 2. Что нужно сделать, прежде чем положить подготовленные куски рыбы на сковороду с маслом? 3. Назовите операции тушения рыбы. 4. Сколько минут нужно варить тушки кальмаров? 5. Что можно приготовить из морской капусты? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельные работы; 2) ответить на вопросы к § 39—41 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |