Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 15 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технология изготовления цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом; обеспечить усвоение приемов разметки, строгания, зачистки и контроля цилиндрических и конических поверхностей, определения и устранения допущенных дефектов.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технологии изготовления цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; отработать навыки самостоятельного выполнения обучающимися разметки, строгания, зачистки и контроля цилиндрических и конических поверхностей;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), общетрудовых политехнических умений;

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: образцы деталей, имеющих цилиндрические и конические поверхности, заготовки из древесины, чертежи деталей и изделий, технологические карты изготовления изделий, инструменты для разметки и контроля, верстаки, шерхебели, рубанки, столярные ножовки, стамески, молотки, рашпили, напильники, шлифовальная шкурка; электронные средства обучения, учебник технологии (§ 17), рабочая тетрадь, ПК.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приемов разметки, строгания, зачистки и контроля цилиндрических и конических поверхностей, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: восьмигранник, кронциркуль.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии изготовления цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом; получение навыков разметки, строгания, зачистки и контроля цилиндрических и конических поверхностей.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Назовите технологические операции, применяемые при обработке заготовок из древесины. 2. Пригодятся ли эти операции для обработки цилиндрической или конической поверхности? 3. Чем коническая поверхность отличается от цилиндрической? 4. Каким образом нужно учитывать наклон волокон древесины при строгании заготовки? 5. Как проверяют прямолинейность отстроганной поверхности заготовки? 6. Понадобится ли шлифовальная колодка с плоской поверхностью для обработки конической и цилиндрической поверхности? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «технология изготовления цилиндрических и конических деталей». 2. Охарактеризуйте технологический процесс получения цилиндрической поверхности ручным инструментом. 3. Перечислите технологические операции получения конической поверхности. 4. Назовите правила контроля размеров заготовки с помощью кронциркуля. 5. Охарактеризуйте способы отделки цилиндрических и конических поверхностей. Организует обсуждение результатов проведенного исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 19 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологий. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 19 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 46–52 из учебника (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. С какой целью заготовку строгают для получения восьмигранной формы? 2. Каким образом шлифуют и полируют цилиндрическую поверхность? 3. Как строгают коническую поверхность: от большего диаметра к меньшему или наоборот? 4. Почему цилиндрическую и коническую поверхности контролируют в нескольких сечениях по длине? 5. Как проверяют прямолинейность отстроганной цилиндрической и конической поверхности? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 17; 2) творческий уровень: найти в Интернете или других источниках информации примеры изделий, имеющих цилиндрические и конические поверхности, скопировать их изображения для размещения в электронной библиотеке кабинета технологии Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних за даний



Наверх