Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 13 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технологическая карта — основной документ для изготовления деталей.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятий «маршрутная карта», «операционная карта», «технологическая карта»; обучить учащихся самостоятельно составлять технологическую карту изготовления простой детали из древесины и металла.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технологической карте изготовления изделий из конструкционных материалов на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и на уровне применения в новой ситуации, т. е. творчески; отработать навыки планирования трудовой деятельности с учетом имеющихся ресурсов и условий;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, абстрагировать), абстрактно-логического мышления и воображения (репродуктивного, творческого), общетрудовых политехнических умений (конструктивно-технических, организационно-технологических);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: плакаты с технологическими картами изготовления деталей из древесины, металла и искусственных материалов, чертежи деталей из конструкционных материалов для выполнения практических работ № 16, 17, чертежные инструменты, учебник технологии (§ 15), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация технологических карт и чертежей, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: деталировка, маршрутная карта, операционная карта, технологическая карта, технологический переход.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологических картах изготовления деталей из конструкционных материалов; получение опыта составления технологических карт изготовления простых деталей из древесины, металлов, искусственных материалов.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое производственный процесс? 2. Чем отличается технологический процесс от производственного? 3. Какие подготовительные, обрабатывающие и отделочные технологические операции вы применяли при изготовлении деталей из древесины и металла в 5 классе? 4. Какими показателями качества должно обладать любое изделие? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Понимать значимость человеческой деятельности в развитии цивилизации
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «деталировка», «технологическая карта». 2. Назовите отличия маршрутной карты от операционной карты. 3. Охарактеризуйте технологический переход как часть технологической операции. 4. Запишите несколько рабочих профессий, связанных с выполнением слесарных операций. Организует обсуждение результатов проведенного исследования. Предлагает выполнить практические работы № 16, 17 из учебника с учетом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают технологические карты, в том числе с применением компьютера. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 16, 17 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Понимать и интерпретировать информацию, представленную в таблицах 3, 4 из учебника (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Почему перед составлением технологической карты нужно внимательно прочитать чертеж детали? 2. Что означает фраза, записанная в технологической карте: «Выбрать заготовку с учетом припусков»? 3. Чем отличается технологическая карта от маршрутной карты? 4. Каким образом проверяют качество готового изделия? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Подводит обучающихся к самоанализу, самооценке результатов разработки технологических процессов на основе следующих критериев: 1) правильность выбора материала детали; 2) выбор заготовки с учетом припусков; 3) точность изложения содержания операций; 4) полнота перечня инструментов; 5) полнота перечня приспособлений; 6) грамотность изложенного текста; 7) правильная последовательность выполнения операций; 8) все необходимые операции указаны в технологическом процессе; 9) аккуратность заполнения карты; 10) время выполнения задания. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 15; 2) творческий уровень: составить технологическую карту с помощью компьютера Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних за даний



Наверх