Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 17 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технология обработки древесины на токарном станке.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с школьным токарным станком, работой на нем, инструментами для точения заготовок; обучить учащихся обрабатывать заготовки из древесины на токарном станке.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технологии обработки древесины на токарном станке; обучить учащихся новым трудовым опера циям;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их силы, координации), умений учебного труда (наблюдать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль), общетрудовых политехнических умений;

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), мотивы труда (стремление принести пользу людям, желание овладеть какой-либо профессией, добиться высоких результатов в работе), коллективизм.

Дидактические средства: токарный станок для обработки древесины (СТД-120М или другой), приспособления и инструменты для токарной обработки, видеофрагменты или видеофильм о токарной обработке древесины, чертежи деталей, заготовки, верстаки, линейки, кронциркуль, карандаши, рейсмус, ножовки, рубанки, киянки, шило, кернер, шлифовальная шкурка, учебник технологии (§ 19), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация дереворежущих инструментов и приемов работы на токарном станке, показ видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: главное движение; движение подачи; обработка: черновая, чистовая; стамески: полукруглая, косая.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности; участие в коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии обработки древесины на токарном станке; получение навыков изготовления деталей цилиндрической и конической формы на токарном станке по чертежам.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Каким образом можно проверить, соответствует ли токарный станок, име ющийся в учебной мастерской, вашему росту? Как обеспечить такое соответ ствие? 2. Какую форму должна иметь заготовка для ее последующего точения на станке? 3. На примере операции строгания поясните, что представляет собой черновая обработка, а что — чистовая. 4. Каким инструментом можно измерить диаметр детали? 5. С какой целью затачивают дереворежущие инструменты? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «главное движение», «движение подачи». 2. Выполните классификацию инструментов для обработки на токарном станке. 3. Перечислите этапы подготовки заготовки для ее последующего точения на станке. 4. Назовите правила установки заготовки на станке, правила установки подручника. 5. Какие правила безопасности следует соблюдать при работе на станке? 6. Опишите технологию чернового и чистового точения, подрезания торцов заготовки, шлифования деталей. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 21 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 21 из учебника (управляют токарным станком, изготовляют детали по чертежам) Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 58—63 из учебника (аспект смыслового чтения) Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какой стамеской выполняют черновое точение заготовки, а какой — чистовое? 2. Каким образом снимают заусенцы на лезвии стамески после ее заточки на шлифовальном круге? 3. По каким критериям выбирают деревянную заготовку для точения на станке? 4. Каким образом закрепляют на станке длинную заготовку; плоскую заготовку большого диаметра? 5. Почему через каждые две-три минуты работы требуется останавливать станок и проверять надежность крепления заготовки? Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 19; 2) повышенный уровень: найти в Интернете видеофрагменты, иллюстрирующие обработку древесины на токарном станке, просмотреть их, сделать выводы Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних за даний



Наверх