Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 16 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Устройство токарного станка для обработки древесины.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с устройством и характеристиками токарного станка для обработки древесины, предназначенного для работы в школьных мастерских; обучить учащихся самостоятельно управлять станком.

Задачи:

обучения — сформировать понятие об устройстве школьного токарного станка для обработки древесины; отработать навыки самостоятельной подготовки станка к работе;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), общетрудовых политехнических умений;

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: токарный станок для обработки древесины (СТД-120М или другой); приспособления и инструменты для токарной обработки; видеофрагменты или видеофильм о токарной обработке древесины; плакат с кинематической схемой станка; учебник технологии (§ 18), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация устройства токарного станка для обработки древесины, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: токарный станок, передняя бабка, задняя бабка, подручник, патрон, трезубец, планшайба, точение: продольное, поперечное, продольно-поперечное.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о школьном токарном станке для обработки древесины; получение навыков подготовки станка к работе.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Как вы думаете, какие преимущества имеет обработка на станке в сравнении с обработкой ручным инструментом? 2. Станок — это технологическая машина или машина-генератор? 3. Какие станки вам приходилось видеть? 4. Удобно ли обрабатывать деревянную заготовку, имеющую много сучков? 5. Нужно ли заготовке для обработки на станке придавать форму восьмигранника? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «токарный станок». 2. Охарактеризуйте технологические операции, которые можно выполнять на токарном станке. 3. Каковы возможности обработки древесины на школьном токарном станке СТД-120М (наибольшие диаметр и длина обрабатываемой заготовки, скорости вращения заготовки и т. п.)? 4. Охарактеризуйте устройство токарного станка СТД-120М. 5. Назовите приспособления для закрепления заготовок на станке (патрон, трезубец, планшайба). 6. Охарактеризуйте виды точения на станке (продольное, поперечное, продольно-поперечное). Организует обсуждение результатов проведенного исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 20 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 20 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 53—57 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. В какой цвет окрашена кнопка выключения станка? Почему она имеет этот цвет? 2. Для какой цели служит защитный экран станка? 3. Почему в патроне можно закреплять заготовку длиной не более 150 мм? 4. Для чего при установке заготовки на планшайбе на ней размечают линию глубины расположения крепежных шурупов? 5. Почему нельзя отходить от включенного станка? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 18; 2) повышенный уровень: найти в Интернете или других источниках информацию об истории появления токарного станка, рассмотреть современные станки, сравнить их Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Осознанно строить речевые высказывания Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних за даний



Наверх