Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 12 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с контрольно-измерительными штангенинструментами, устройством штангенциркуля; обучить учащихся измерять размеры деталей штангенциркулем.

Задачи:

обучения — сформировать представление об измерении размеров деталей штангенциркулем на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; отработать навыки измерения размеров штангенциркулем;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, координации), общетрудовых политехнических умений;

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: демонстрационный макет штангенциркуля, набор деталей (ступенчатых валиков) для выполнения практической работы № 15, штангенциркули, чертежные инструменты, учебник технологии (§ 14), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приемов измерения штангенциркулем, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: штангенциркуль, нониус.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о контрольно-измерительных штангенинструментах; получение опыта самостоятельного измерения размеров деталей штангенциркулем.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Можно ли сделать деталь, не зная ее размеров? 2. Какими измерительными инструментами вы уже пользовались при изготовлении деталей? 3. Какова точность измерений размера деталей линейкой? 4. Можно ли измерить диаметр отверстия в детали с помощью кронциркуля? 5. Как измерить глубину глухого отверстия диаметром 5 мм? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «штангенинструменты». 2. Охарактеризуйте конструкцию штангенциркуля ШЦ-1. 3. Сформулируйте правила обращения со штангенциркулем. 4. Запишите последовательность действий при измерении штангенциркулем наружного размера, внутреннего размера. 5. Назовите способы прочтения результатов измерений по шкале и нониусу штангенциркуля. Организует обсуждение результатов проведенного исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 15 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление приемов измерений различных деталей. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 15 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 35–38 из учебника (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам.1. Как вы думаете, почему изученный вами контрольно-измерительный прибор называется штангенциркулем? 2. Что такое нониус? 3. Для какой цели у штангенциркуля губки для наружных измерений имеют острые концы? 4. Почему в некоторых случаях необходимо фиксировать рамку зажимным винтом? 5. Почему измерять штангенциркулем можно только чистые детали, без задиров, заусенцев и царапин? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 14 Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних за даний



Наверх