Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 6


Раздел. Технологическая система.

Тема урока. Понятие о системах автоматического управления. Робототехника.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятий «система автоматического управления» и «робототехника»; научить разбираться в классификации систем автоматического управления, различать бытовые автоматизированные и автоматические устройства, окружающие человека в повседневной жизни.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о системах автоматического управления и робототехнике на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: библиотека кабинета технологии, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 8), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: система автоматического управления; робототехника, роботы (манипуляционные, мобильные), робот-андроид, роботы промышленные, транспортные, бытовые, боевые, социальные, сельскохозяйственные, медицинские; программирование.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о системах автоматического управления и робототехнике; овладение умениями разбираться в классификации систем автоматического управления, различать бытовые автоматизированные и авто матические устройства, окружающие человека в повседневной жизни.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Почему холодильник в вашем доме то включается, то выключается? 2. Как вы думаете, почему дверь большого магазина при подходе к ней открывается без вашего участия? 3. Каким образом ваши родные устанавливают режим стирки в стиральной машине? 4. Что такое робототехника, робот? 5. Выбери те на представленном изображении (слайде) то, что относится к понятию «робот». 6. Из чего состоят роботы? 7. Какие виды роботов вы знаете? 8. Для чего нам нужны знания о роботах? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в эвристическую беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «система автоматического управления», «робототехника», «робот». 2. Выполните классификацию систем автоматического управления (САУ) по целям управления. 3. Какие существуют САУ по виду информации в управляющем устройстве? 4. Охарактеризуйте два основных класса роботов — манипуляционных и мобильных. 5. Запишите, каким образом бытовые роботы помогают человеку в повседневной жизни. 6. Перечислите классификацию роботов в зависимости от их системы управления. 7. Назовите профессии специалистов, участвующих в создании роботов. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 6 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 6 из учебника Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 17—20 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать значимость человеческой деятельности в развитии цивилизации
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Чем система автоматического регулирования отличается от системы экстремального регулирования? 2. От чего зависит управляющее воздействие в замкнутой САУ? 3. Какие научные дисциплины являются основой развития робототехники? 4. Назовите преимущества применения роботов в промышленном производстве. 5. Что такое программирование? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 8 Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних за даний



Наверх