Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 6
Раздел. Технологическая система.
Тема урока. Понятие о системах автоматического управления. Робототехника.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятий «система автоматического управления» и «робототехника»; научить разбираться в классификации систем автоматического управления, различать бытовые автоматизированные и автоматические устройства, окружающие человека в повседневной жизни.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о системах автоматического управления и робототехнике на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: библиотека кабинета технологии, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 8), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: система автоматического управления; робототехника, роботы (манипуляционные, мобильные), робот-андроид, роботы промышленные, транспортные, бытовые, боевые, социальные, сельскохозяйственные, медицинские; программирование.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о системах автоматического управления и робототехнике; овладение умениями разбираться в классификации систем автоматического управления, различать бытовые автоматизированные и авто матические устройства, окружающие человека в повседневной жизни.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Почему холодильник в вашем доме то включается, то выключается? 2. Как вы думаете, почему дверь большого магазина при подходе к ней открывается без вашего участия? 3. Каким образом ваши родные устанавливают режим стирки в стиральной машине? 4. Что такое робототехника, робот? 5. Выбери те на представленном изображении (слайде) то, что относится к понятию «робот». 6. Из чего состоят роботы? 7. Какие виды роботов вы знаете? 8. Для чего нам нужны знания о роботах? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в эвристическую беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «система автоматического управления», «робототехника», «робот». 2. Выполните классификацию систем автоматического управления (САУ) по целям управления. 3. Какие существуют САУ по виду информации в управляющем устройстве? 4. Охарактеризуйте два основных класса роботов — манипуляционных и мобильных. 5. Запишите, каким образом бытовые роботы помогают человеку в повседневной жизни. 6. Перечислите классификацию роботов в зависимости от их системы управления. 7. Назовите профессии специалистов, участвующих в создании роботов. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 6 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 6 из учебника | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 17—20 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии цивилизации |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Чем система автоматического регулирования отличается от системы экстремального регулирования? 2. От чего зависит управляющее воздействие в замкнутой САУ? 3. Какие научные дисциплины являются основой развития робототехники? 4. Назовите преимущества применения роботов в промышленном производстве. 5. Что такое программирование? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 8 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних за даний |