Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 10 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Свойства конструкционных материалов.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией заготовки древесины, основными понятиями о свойствах древесины, металлов и искусственных материалов; обучить учащихся распознавать породы древесины, металлы и сплавы по образцам, оценивать их технологические возможности.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о свойствах конструкционных материалов на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и на уровне применения в новой ситуации, т. е. творчески; сформировать навыки учебно-исследовательской деятельности;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать); развивать специфические виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное), качества ума (глубину, гибкость, широту, творчество);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); творческое начало личности, бережное отношение к природе.
Дидактические средства: видеоматериалы о лесозаготовках; образцы древесины различных пород, черных и цветных металлов, сплавов, искусственных материалов; образцы заготовок из сортового проката; весы, набор гирь, верстаки, плита для рубки металла, слесарные молотки; чертежные инструменты; учебник технологии (§ 12), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: лесозаготовка, свойства древесины и металлов; черные металлы, цветные металлы; полимеры; сортовой прокат.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; бережное отношение к конструкционным материалам;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о свойствах конструкционных материалов; овладение умениями распознавать породы древесины, металлы и сплавы, искусственные материалы по образцам; различать виды сортового проката по его профилю; приобретение навыков самостоятельного выбора заготовок из древесины, металлов, искусственных материалов для различных изделий.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое древесина? 2. Какие породы деревьев растут в районе вашего проживания? 3. Какие виды пиломатериалов получают при распиливании бревен? 4. В чем отличие металлов от древесины? 5. Назовите предметы, изготовленные из древесины, металлов, пластмасс. 6. Для чего нам нужны знания о конструкционных материалах? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии цивилизации |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «лесозаготовка», «свойства древесины», «свойства металлов», «полимеры». 2. Опишите технологию заготовки древесины. 3. Назовите, какие машины помогают человеку в лесозаготовке. 4. Перечислите, какими свойствами обладает древесина. 5. Какие свойства отличают металлы от древесины? 6. Какие металлы и сплавы наиболее широко применяют в науке, технике, строительстве? 7. Что такое пластмассы, каков их состав? 8. Назовите профессии, которые требуют необходимых знаний о свойствах конструкционных материалов. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практические работы № 11, 12 из учебника с учетом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 11, 12 из учебника | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Перечислите физические и механическое свойства древесины. 2. Что такое коррозионная стойкость металлов? 3. Перечислите наиболее распространенные цветные металлы и сплавы. 4. Как вы думаете, из какого сплава изготавливают кузов автомобиля? 5. Что такое профиль проката? 6. С какой целью при конструировании детали ее форму приближают к форме какого-либо сортового проката? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 12 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |