Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 20 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технология сверления заготовок на настольном сверлильном станке.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с устройством настольного сверлильного станка и технологией сверления на нем заготовок из конструкционных материалов; обучить учащихся управлять сверлильным станком, приемам сверления отверстий.

Задачи:

обучения — сформировать представление об устройстве и характеристиках настольного сверлильного станка; обучить учащихся настраивать сверлильный станок для сверления отверстий, сверлить отверстия в заготовках с соблюдением правил безопасной работы;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), общетрудовых политехнических умений;

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), бережное отношение к школьному оборудованию.

Дидактические средства: настольный сверлильный станок, машинные тиски, ручные тиски, сверла, подкладные доски; деревянные, металлические и пластмассовые заготовки, учебник технологии (§ 22), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация сверлильного станка, инструментов, приемов сверления, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: сверлильный станок, станина, электродвигатель, шпиндель, патрон, машинные тиски, ручные тиски.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии сверления заготовок из конструкционных материалов на настольном сверлильном станке; получение навыков настройки сверлильного станка и сверления отверстий в заготовках с соблюдением правил безопасной работы.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Почему выполнять технологические операции на станке удобнее, чем вручную? 2. Какими инструментами можно делать отверстия в заготовках? 3. Какие типы сверл вы знаете? 4. Что такое тиски и как ими пользуются? 5. В станках применяют ременную, винтовую, реечную передачи. Из каких составляющих элементов они состоят? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «сверлильный станок», «машинные тиски», «ручные тиски». 2. Охарактеризуйте конструкцию настольного сверлильного станка. 3. Укажите назначение станины, шпиндельной коробки, колонны, электродвигателя. 4. Назовите правила работы с машинными и ручными тисками. 5. Опишите последовательность установки сверла в патрон станка. 6. Перечислите правила безопасной работы на сверлильном станке. Организует обсуждение результатов проведенного исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 24 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 24 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 71—75 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какими механическими передачами обладает сверлильный станок? 2. Вы установили сверло в патрон, включили станок и увидели, что острие сверла описывает окружность. Что это означает? 3. В чем отличие машинных тисков от слесарных? 4. Каким образом на станке контролируют глубину сверления отверстия в заготовке? 5. Почему необходимо обеспечивать постоянное натяжение ременной передачи с помощью винта? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 22 Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать обеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх