Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 20 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технология сверления заготовок на настольном сверлильном станке.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с устройством настольного сверлильного станка и технологией сверления на нем заготовок из конструкционных материалов; обучить учащихся управлять сверлильным станком, приемам сверления отверстий.
Задачи:
обучения — сформировать представление об устройстве и характеристиках настольного сверлильного станка; обучить учащихся настраивать сверлильный станок для сверления отверстий, сверлить отверстия в заготовках с соблюдением правил безопасной работы;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), общетрудовых политехнических умений;
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), бережное отношение к школьному оборудованию.
Дидактические средства: настольный сверлильный станок, машинные тиски, ручные тиски, сверла, подкладные доски; деревянные, металлические и пластмассовые заготовки, учебник технологии (§ 22), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация сверлильного станка, инструментов, приемов сверления, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: сверлильный станок, станина, электродвигатель, шпиндель, патрон, машинные тиски, ручные тиски.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии сверления заготовок из конструкционных материалов на настольном сверлильном станке; получение навыков настройки сверлильного станка и сверления отверстий в заготовках с соблюдением правил безопасной работы.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Почему выполнять технологические операции на станке удобнее, чем вручную? 2. Какими инструментами можно делать отверстия в заготовках? 3. Какие типы сверл вы знаете? 4. Что такое тиски и как ими пользуются? 5. В станках применяют ременную, винтовую, реечную передачи. Из каких составляющих элементов они состоят? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в беседу с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «сверлильный станок», «машинные тиски», «ручные тиски». 2. Охарактеризуйте конструкцию настольного сверлильного станка. 3. Укажите назначение станины, шпиндельной коробки, колонны, электродвигателя. 4. Назовите правила работы с машинными и ручными тисками. 5. Опишите последовательность установки сверла в патрон станка. 6. Перечислите правила безопасной работы на сверлильном станке. Организует обсуждение результатов проведенного исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 24 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 24 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 71—75 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какими механическими передачами обладает сверлильный станок? 2. Вы установили сверло в патрон, включили станок и увидели, что острие сверла описывает окружность. Что это означает? 3. В чем отличие машинных тисков от слесарных? 4. Каким образом на станке контролируют глубину сверления отверстия в заготовке? 5. Почему необходимо обеспечивать постоянное натяжение ременной передачи с помощью винта? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 22 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать обеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |