Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 28
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией посева, посадки и ухода за растениями.
Задачи:
обучения — ознакомить с понятиями «подготовка семян к посеву», «посев», «уход за растениями»; обучить проводить подкормку растений;
развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, координации);
воспитания — воспитывать мотивы труда (стремление принести пользу людям, переживание красоты труда).
Дидактические средства: семена овощей; средство для замачивания и дезинфекции семян; контейнеры (из стекла или пластика); марлевые салфетки, этикетки; стеклянная палочка, стакан, чистая салфетка для уборки; мотыга, рабочие перчатки; учебник технологии (§ 43, 44), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приемов работы; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: сортировка, прогревание, протравливание, закаливание, замачивание и проращивание, обработка стимуляторами роста, посев семян на бумаге; рассада, рассадный и безрассадный способы посадки; технологии ухода: прополка, прореживание всходов, полив, рыхление, борьба с вредителями и болезнями, подкормка; садовый инструмент.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологиях посева, посадки и ухода за культурными растениями; получение опыта проращивания семян овощных культур, прополки всходов овощных или цветочных культур.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создает эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Что вы знаете из уроков биологии о семенах растений? 2. Был ли у вас опыт проращивания семян? 3. Что такое рассада? 4. Есть ли у вас опыт ухода за растениями на пришкольном или дачном участке? В чем он заключается? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Раскройте значение понятия «подготовка семян к посеву». 2. Перечислите способы посадки растений и посева семян. 3. Назовите технологические приемы ухода за растениями. 4. Составьте технологическую карту проращивания семян овощных культур. 5. Охарактеризуйте механизацию технологических процессов посева и ухода за растениями. 6. Перечислите правила безопасной работы садовым инструментом. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практические работы № 44, 45 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают технологическую карту проращивания семян овощных культур. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 44, 45 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных резуль татов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 133—138 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Черенки какого растения вы взяли для проведения опыта? 2. Какова цель эксперимента? 3. Для чего при проведении полевого опыта нужно иметь опытный и контрольный варианты? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельные работы; 2) ответить на вопросы к § 43, 44 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |