Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 18 (вариант А)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технология резания металла и пластмассы слесарной ножовкой.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с инструментами и приспособлениями для резания заготовок из сортового проката и пластмассы, правилами и последовательностью резания заготовок различной толщины и формы; обучить учащихся выполнять по разметке резание заготовок из металла и искусственных материалов.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии резания металла и пластмассы слесарной ножовкой; обучить учащихся новым трудовым операциям;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их силы, координации), умений учебного труда (наблюдать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), мотивы труда (стремление принести пользу людям, желание овладеть какой-либо профессией, добиться высоких результатов в работе), коллективизм.
Дидактические средства: верстаки, тиски, слесарные ножовки, напильники и др.; разметочные инструменты, заготовки из сортового проката и пластмассы для выполнения практической работы № 22; учебник технологии (§ 20), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приемов резания металла и пластмассы слесарной ножовкой, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: слесарная ножовка.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии резания металла и пластмассы слесарной ножовкой; получение навыков резания по разметке заготовок из металла и искусственных материалов слесарной ножовкой в тисках.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Какое оборудование и приспособления применяют для ручной обработки металлов? 2. Какими инструментами вы разрезали в 5 классе заготовки из жести, какие затруднения при этом испытывали? 3. Какие инструменты применяют для разметки металлических заготовок? 4. Почему после разрезания металлических заготовок требуется их зачистка напильником? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «технология резания слесарной ножовкой». 2. В чем отличие слесарной ножовки с цельной рамкой от конструкции с раздвижной рамкой? 3. В чем преимущества ножовочного полотна с зубьями на двух кромках? 4. Перечислите правила крепления ножовочного полотна к рамке слесарной ножовки. 5. Опишите технологию резания металлической заготовки ножовкой. 6. Какие правила безопасной работы следует соблюдать при разрезании заготовок ножовкой? 7. Каким образом режут заготовки из пластмассы? Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практическую работу № 22 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных потребностей. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 22 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 64, 65 из учебника (аспект смыслового чтения) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Каким образом ножовочное полотно закрепляют в слесарной ножовке? 2. С какой целью ножовочное полотно устанавливают в слесарную ножовку с натягом? 3. Почему при движении ножовки вперед следует перемещать ее с нажимом на заготовку? 4. Каким образом следует держать ножовку при распиливании длинной заготовки, если ножовочное полотно повернуто на 90º по отношению к рамке? 5. Как правильно удалять опилки с верстака по окончании работы? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 20 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |