Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 8


Раздел. Технологическая система.

Тема урока. Анализ функций технических систем. Морфологический анализ.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия об анализе функций технической системы и о методе морфологического анализа; обучить учащихся выполнять морфологический и функциональный анализ технической системы.

Задачи:

обучения — сформировать понятие об анализе функций технической системы и методе морфологического анализа на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение учащимися особенностей проведения морфологического и функционального анализа технической системы;

развития — способствовать развитию мыслительных операций(анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль); развивать абстрактно-логическое мышление, качества ума (глубину, гибкость, широту, творчество);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: библиотека кабинета технологии, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 10), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: функция технической системы, морфологический анализ.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений об анализе функций технической системы и методе морфологического анализа; овладение умениями выполнять анализ функций технической системы и морфологический анализ.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Что такое техническая система? 2. Что называют функцией технической системы? 3. Может ли техническая система выполнять несвойственные ей функции (например, можно ли микроскопом забивать гвозди)? 4. Что такое морфология? 5. Какие функции выполняют технические системы, представленные на плакате (слайде)? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «функция». 2. Укажите три основные составляющие функции технической системы. 3. Запишите примеры функций технических систем. 4. Для чего предназначен метод морфологического анализа? 5. Перечислите этапы морфологического анализа. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практические работы № 8, 9 из учебника с учетом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных функций технических систем. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 8, 9 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Каково назначение функционального анализа технической системы? 2. По каким признакам выбирают подсистемы технической системы для ее морфологического анализа? 3. Могут ли выявляться при морфологическом анализе варианты конструкции, совершенно непригодные к эксплуатации? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 10 Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельнойработы и домашних заданий



Наверх