Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 11 (вариант Б)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.

Тема урока. Изготовление выкройки швейного изделия.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по конструированию одежды и аксессуаров.

Задачи:

обучения — формировать представление о методах изготовления выкройки; обеспечить усвоение обучающимися приемов изготовления выкройки по расчетным формулам, по заданным размерам, копирования готовой выкройки; научить оценивать результаты работы; ознакомить с профессией конструктор-модельер;

развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, координированности);

воспитания — воспитывать мотивы труда (стремление добиться высоких результатов в работе).

Дидактические средства: лист бумаги в клетку, калька, масштабная линейка, карандаш, ластик, ножницы; образцы выкроек; учебник технологии (§ 25), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приемов ручных работ; фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: конструирование одежды; методы конструирования: муляжный, расчетный; кулиска.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о конструировании одежды и аксессуаров различными методами; получение опыта изготовления выкройки в масштабе 1 : 4 по индивидуальным меркам (на примере прямой юбки с кулиской для резинок), по заданным размерам (на примере сумки-торбы), копирования готовой выкройки.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Для чего вы в прошлом году на уроках технологии изготовляли выкройку? 2. Чем будут отличаться выкройки одного и того же изделия для разных людей? 3. Что представляла собой выкройка салфетки; выкройка подушки для стула? 4. Какие материалы и инструменты вам понадобятся сегодня для изготовления выкройки в масштабе 1 : 4; в натуральную величину; чтобы копировать готовую выкройку? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Какие материалы и инструменты необходимы для выполнения чертежа швейного изделия в масштабе; в натуральную величину; в случае копирования готовой выкройки? 2. Охарактеризуйте расчетный метод конструирования. 3. Почему необходимо выполнять расчет длин отрезков при изготовлении чертежа выкройки по специальным формулам с учетом снятых мерок? 4. Какие прибавки необходимо предусмотреть на свободное облегание и сборки? 5. Разработайте последовательность изготовления чертежа швейного изделия в масштабе 1 : 4 с применением масштабной линейки на примере чертежа юбки (см. рис. 84 из учебника). 6. Как подготовить выкройку юбки к раскрою (см. рис. 85 из учебника)? 7. В чем заключается метод изготовления чертежа выкройки по заданным размерам (на примере сумки-торбы, см. рис. 86 из учебника)? 8. Как выполнить копирование готовой выкройки (на примере бермуд, см. рис. 87 из учебника)? 9. Назовите профессии, требующие знания приемов конструирования одежды. Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 27 (п. 2) из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют самостоятельную исследовательскую деятельность. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 27 (п. 2) из учебника): изготовляют выкройку в масштабе 1 : 4 Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 84—87 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Почему для выполнения чертежа выкройки вам советовали использовать бумагу в клетку? 2. Какие мерки вы использовали при изготовлении выкройки юбки? 3. Какие прибавки учитывали? 4. Что означает формулировка «подготовка выкройки к раскрою»? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) ответить на вопросы к § 25 Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх