Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 12 (вариант Б)
Раздел. Материальные технологии.
Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.
Тема урока. Виды и свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с общими свойствами текстильных материалов, видами и свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей.
Задачи:
обучения — сформировать представление об общих свойствах текстильных материалов, научить определять вид и свойства хлопчатобумажных и льняных тканей;
развития — способствовать развитию сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства материалов по их цвету, блеску, на ощупь);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: образцы текстильных материалов: тканей, нетканых материалов, швейных ниток и тесьмы; примеры изделий различного назначения из текстильных материалов; учебник технологии (§ 26), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: физические, эргономические, эстетические технологические свойства тканей; семенное и лубяное волокна; хлопчатобумажные и льняные ткани.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих ичностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений об общих свойствах текстильных материалов; овладение умениями исследовательской деятельности по определению видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создает эмоциональный настрой на урок. Организует деятельность по актуализации понятия «виды и свойства текстильных материалов». Организует дискуссию по вопросам. 1. Какие текстильные материалы вы изучали в 5 классе? 2. Что служит сырьем для производства тканей? 3. Из каких растений получают волокна для изготовления ткани? 4. Какие из них растут в вашем регионе? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать кружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Вовлекает в самостоятельную исследовательскую деятельность в группах: изучение свойств тканей из хлопка и льна в соответствии с маршрутным листом. 1. Перечислите общие физические, эргономические, эстетические и технологические свойства тканей и дайте им характеристику. 2. Назовите виды хлопчатобумажных и льняных тканей, охарактеризуйте их свойства. Предлагает оформить результаты исследований в рабочей тетради. Предлагает выполнить практическую работу № 28 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 28 из учебника. Обобщают, делают выводы | Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Дайте характеристику физическим свойствам ткани. 2. Перечислите эргономические свойства тканей. Почему их нужно учитывать при выборе и изготовлении швейных изделий? 3. Чем отличается понятие «фактура ткани» от понятия «драпируемость»? 4. Почему волокно хлопчатника называют семенным, а льна — лубяным? 5. Чем отличаются ткани из хлопка от тканей из льна? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 26 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних за даний |