Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 3
Раздел. Технологии в сфере быта.
Тема урока. Планировка помещений жилого дома.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией планировки помещений жилого дома.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о жилых помещениях, их зонировании, способах проектирования помещений на уровне осмысления, запоминания, узнавания;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: библиотека кабинета технологии, плакаты с изображением планировки городской квартиры, комнаты подростка, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 4), рабочая тетрадь, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: жилой дом, зонирование, планировка; зона сна и отдыха, учебная зона, зона досуга, зона хранения.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о помещениях жилого дома, зонировании пространства жилого помещения, планировке комнаты подростка, технологиях планирования помещения; получение новых знаний в рамках учебного предмета.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам. 1. Чем жилой дом отличается от нежилого (например, офиса)? 2. Какие помещения есть в вашей квартире (доме)? 3. Имеется ли у вас своя личная комната? 4. Как она устроена? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «жилой дом», «зонирование», «планировка». 2. Назовите традиционные помещения в квартире, зоны комнаты подростка. Демонстрирует обучающимся технологии проектирования помещения с помощью компьютера и на бумаге с помощью шаблонов. Информирует о необходимости предварительных замеров помещения и вычерчивания плана с учетом размеров и пропорций помещения, указания расположения окон и дверей. Предлагает выполнить практическую работу № 3 из учебника. Контролирует процесс выполнения работы. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных зон в жилом помещении. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 3 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Преобразовывать практическую работу в познавательную | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя | Понимать значимость технологий в практической жизни |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Что такое зонирование? 2. Перечислите зоны вашей квартиры, комнаты, кухни. 3. Какие технологии проектирования помещения вы знаете? 4. Есть ли у вас опыт участия в проектировании какого-либо помещения? 5. Какие замеры нужно сделать для того, чтобы начертить план помещения? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обсуждает выполнение домашнего задания: 1) ответить на вопросы к § 4 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |