Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 11 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Графическое изображение изделий.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с чертежами деталей из древесины, имеющих цилиндрическую и коническую форму, и чертежами металлических деталей, изготовленных из сортового проката, со сборочными чертежами; обучить учащихся читать сборочные чертежи, вычерчивать эскиз или чертеж простой детали; развивать графическую грамотность.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о сборочном чертеже на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов; о спецификации сборочного чертежа на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить отработку навыков вычерчивания эскизов и чертежей;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, абстрагировать), объемно-пространственного мышления и воображения (репродуктивного, творческого);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: плакаты с чертежами деталей из древесины и металла; сборочные чертежи изделий из древесины и металла; набор простых деревянных и металлических деталей для выполнения практической работы; чертежные инструменты; библиотека кабинета технологии; учебник технологии (§ 13), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий и чертежей, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: формы деталей: цилиндрическая, коническая; основная надпись, сборочный чертеж, габаритные размеры, спецификация, чтение сборочного чертежа.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о сборочных чертежах изделий из конструкционных материалов; овладение умениями читать сборочные чертежи, вычерчивать эскизы и чертежи деталей из древесины, металла, искусственных материалов.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Чем отличается чертеж от эскиза? 2. Какие типы линий применяют на чертежах? 3. Для чего служит масштаб? 4. Какие виды изображения детали на чертеже вы знаете? 5. Каким знаком обозначают диаметр отверстия на чертеже? 6. Отличаются ли правила изображения металлических деталей от правил изображения деревянных деталей? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственныесвязи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «сборочный чертеж», «основная надпись», «спецификация». 2. Сформулируйте правила изображения цилиндрической или конической детали на чертеже. 3. Как обозначают и изображают размеры диаметров на чертежах? 4. Каковы отличия сборочного чертежа от чертежа детали? 5. Укажите правила оформления спецификации к сборочному чертежу. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практические работы № 13, 14 из учебника с учетом их вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных чертежей деталей. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 13, 14 из учебника, разрабатывают эскизы или чертежи деталей. Применяют компьютер для разработки графической документации. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Понимать и интерпретировать полученную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать ана логии Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Чем цилиндрическая и коническая формы деталей отличаются от призматической формы? 2. Что записывают в основной надписи к чертежу детали? 3. Что означает фраза «прочитать сборочный чертеж»? 4. Что такое «габаритный размер»? 5. Какие размеры, кроме габаритных, указывают на сборочном чертеже? 6. Что указывают в спецификации сборочного чертежа? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Оценивает выполнение обучающимися эскизов по следующим критериям: 1) правильный выбор масштаба; 2) изображение необходимого количества видов детали на чертеже; 3) рациональное использование поля чертежа; 4) отсутствие ошибок в изображении; 5) соблюдение пропорций детали; 6) четкость линий изображения; 7) соблюдение толщины линий; 8) наличие всех необходимых размеров; 9) правильное обозначение размеров; 10) аккуратность выполнения чертежа (чистота поля). Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 13; 2) творческий уровень: выполнить на компьютере чертеж несложной детали Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних за даний



Наверх