Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Уроки 15 — 17 (вариант Б)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов.

Темы уроков. Машинные швы. Основные операции при машинной обработке изделия.

Тип уроков: комбинированный.

Цели уроков: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с терминологией и технологией выполнения машинных работ; приобретению умений и навыков выполнять машинные швейные операции.

Задачи:

обучения — ознакомить с классификацией машинных швов, терминологией машинных работ; закреплять навыки выполнения ручных работ, формировать навыки выполнения машинных работ: обметывания срезов зигзагообразной строчкой и оверлоком, стачивания деталей, застрачивания подогнутого края; научить оценивать качество выполнения машинных работ;

развития — способствовать развитию моторных навыков (точности движений, их силы, координированности);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).

Дидактические средства: инструменты и приспособления для ручных работ; швейная машина; образец машинных швов; учебник технологии (§ 29, 30), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приемов машинных работ; фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: соединительные, краевые, отделочные швы; стачной шов вразутюжку, стачной шов взаутюжку; краевые швы: вподгибку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом; машинные операции: обметывание зигзагообразной строчкой, стачивание, застрачивание; оверлок.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии выполнения машинных работ; получение опыта обметывания на швейной машине зигзагообразной строчкой и оверлоком, стачивания деталей, застрачивания подогнутого среза.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в эвристическую беседу по вопросам.
Урок 15
1. Какие инструменты вам понадобятся для изготовления выкройки и выкраивания деталей кроя для изготовления образца швов? 2. Какие опасности ожидают вас при работе ножницами, булавками? Как их избежать? 3. Что означает стрелка вдоль длинной стороны выкройки? 4. Для чего нужны припуски на швы? 5. Как можно экономно сложить ткань для раскроя?
Урок 16
1. Какие инструменты вам понадобятся для ручных швейных работ? 2. Какие опасности ожидают вас при работе иглами? Как их избежать? 3. Для чего переносят линии выкройки на парную деталь, а затем лицевую сторону каждой детали? 4. Какие нитки нужно выбрать для ручных работ? Почему?
Урок 17
1. Какие опасности ожидают вас при работе на швейной машине; утюгом? Как их избежать? 2. Какие нитки нужно выбрать для машинных работ? 3. Для чего нужно выполнять закрепки в начале и в конце машинной строчки? 4. Для чего нужно выполнять приутюживание всех швов? 5. Какую ВТО можно выполнить на стачном шве? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению тем и целей уроков
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают темы и формулируют цели уроков. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей уроков Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом.
Урок 15
Назовите последовательность изготовления выкройки для образцов и выкраивания деталей (п. 1, 2 практической работы).
Урок 16
Назовите последовательность подготовки деталей кроя к обработке и выполнения ручных работ (п. 3, 4 практической работы).
Урок 17
1. Что означают термины «обметывание», «стачивание», «застрачивание»? 2. Назовите последовательность выполнения машинной операции обметывания срезов машинными зигзагообразными стежками и оверлоком. 3. Назовите последовательность выполнения машинной операции стачивания деталей с выполнением закрепок в начале и в конце строчки. 4. Назовите последовательность выполнения машинной операции застрачивания подогнутых срезов. 5. Назовите последовательность выполнения удаления ниток временного назначения (п. 5, 6 практической работы). 6. Какова последовательность выполнения влажнотепловых работ (п. 7 практической работы)? Проводит обобщение полученной информации. Предлагает выполнить практическую работу № 31 из учебника с учётом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы
Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из учебника). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами.Выполняют практическую работу № 31; изготовляют образец машинных работ.
Урок 15: изготовляют выкройку, выкраивают детали.
Урок 16: подготавливают детали кроя к обработке (выполняют ручные работы, которые изучали в 5 классе).
Урок 17: обметывают один срез машинной зигзагообразной строчкой, другой — оверлоком; стачивают две детали; застрачивают один срез вподгибку с открытым срезом, другой — вподгибку с закрытым срезом
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 95, 96 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Какие соединительные машинные швы вы научились выполнять? 2. Какие краевые машинные швы вы научились выполнять? 3. Какими швами можно выполнить обметывание срезов? 4. Чем различаются операции машинного и ручного стачивания деталей? 5. Какими способами можно застрочить подогнутый край изделия? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке по следующим критериям: 1) нитки подобраны правильно: тонкие, контрастные цвету ткани; 2) параметры строчки выбраны верно; 3) машинные строчки не стягивают ткань; 4) машинные строчки ровные; 5) влажно-тепловая обработка выполнена аккуратно. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 1) ответить на вопросы к § 26, 27 Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроках. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достиженияцелей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх