Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 24
Раздел. Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов.
Тема урока. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с пищевой ценностью молока и кисломолочных продуктов, технологией приготовления блюд из них; обучить приготовлению блюд из молока и кисломолочных продуктов.
Задачи:
обучения — ознакомить с разнообразием видов и пищевой ценностью молока и кисломолочных продуктов, технологией приготовления блюд из них; обучить на практике приготовлению и подаче блюд из молока и кисломолочных продуктов; формировать навыки учебно-исследовательской деятельности;
развития — способствовать развитию сенсорных навыков (умения определять признаки и свойства продуктов и блюд по их цвету, запаху, на ощупь); моторных навыков (точности движений, их силы, скорости, координации);
воспитания — воспитывать мотивы труда, коллективизм, дисциплинированность.
Дидактические средства обучения: кухонный инвентарь; учебник технологии (§ 37), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация плакатов, показ приемов работы; фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: пастеризация, стерилизация; молочные консервы; кисломолочные продукты; закваски; лабораторные и органолептические методы.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов; получение опыта приготовления молочного супа, молочной каши или блюда из творога.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создает эмоциональный настрой на урок. Организует эвристическую беседу по вопросам. 1. Почему многие животные называются млекопитающие? 2. Молоко — самая полезная пища для детей? 3. Любите ли вы молоко? 4. Какие молочные блюда можно приготовить на завтрак? Обобщает результаты эвристической беседы. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах (бригадах). Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Перечислите виды молочной продукции. 2. Назовите пищевые (питательные) вещества, которыми богаты молоко и молочная продукция. 3. Обоснуйте пользу молока и кисломолочных продуктов в питании человека. 4. Составьте технологическую карту приготовления молочного супа (молочной каши или творога). 5. Перечислите правила подачи готовых блюд из молока и кисломолочных продуктов. Организует проведение опыта по определению качества молока и молочных продуктов (практическая работа № 36 из учебника) и приготовление блюда из молока (практическая работа № 37 из учебника). Организует показ приемов приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах (бригадах). Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают технологическую карту приготовления блюда. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 36, 37 из учебника. Проводят дегустацию блюд. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 127 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. В чем заключается пищевая ценность молока? 2. Какое молоко полезнее: пастеризованное или стерилизованное? 3. Какими методами можно определить качество молока и молочных продуктов? 4. В какой посуде лучше всего готовить кашу? 5. Какие продукты нужны для приготовления сырников? Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке по следующим критериям: 1) соблюдение нормы продуктов и технологии приготовления блюда; 2) соблюдение требований к качеству готового блюда; 3) вкусовые качества блюда; 4) соблюдение санитарной гигиены; 5) соблюдение правил безопасного труда. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 37 | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |