Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока


Урок 14 (вариант А)


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Технология соединения деталей из древесины.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией соединения брусков из древесины внакладку; обеспечить усвоение обучающимися приемов соединения деревянных брусков на клею внакладку ступенчато и врезкой, контроля качества полученного изделия.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о технологии соединения брусков из древесины внакладку на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; отработать навыки разметки, пиления, подгонки деревянных брусков для их соединения внакладку;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), общетрудовых политехнических умений;

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); развивать творческое начало личности.

Дидактические средства: видеоматериалы (плакаты, слайды); образцы деталей, соединенных внакладку, заготовки из древесины, чертежи деталей и изделий, инструменты для разметки, верстаки, рубанки, пилы, стамески, молотки, напильники, коловороты, дрели, шило, сверла, струбцины, кисти, шлифовальная шкурка, клей; учебник технологии (§ 16), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация приемов разметки, пиления, подгонки деревянных брусков, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: соединение внакладку (вполдерева): ступенчатое, соединение врезкой; шкант.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о технологии соединения брусков из древесины внакладку, получение навыков соединения брусков на клею внакладку ступенчато и врезкой.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создает эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Что такое сборка деталей? 2. Каким образом можно соединять детали из древесины? 3. Повысится ли прочность соединения, если стык деталей, соединяемых гвоздями, смазать клеем? 4. Для какой цели служит рейсмус? 5. Где оставляют разметочную линию при пилении: на заготовке детали или на удаляемой части? 6. Каким образом можно соединить бруски, чтобы толщина соединения была не больше толщины соединяемых брусков? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Мобилизировать внимание. Уважать окружающих
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «ступенчатое соединение внакладку», «соединение брусков врезкой». 2. Объясните, чем ступенчатое соединение отличается от соединения врезкой. 3. Перечислите технологические операции, применяемые для получения соединения вполдерева. 4. Назовите, какие инструменты применяют для получения ступенчатого соединения деревянных брусков. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практическую работу № 18 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных видов технологии соединения деталей из древесины. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 18 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 40—45 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Почему соединение внакладку называют соединением вполдерева? 2. Назовите примеры изделий, где имеются соединения деталей внакладку. 3. Соединение внакладку — это разъемное соединение или неразъемное? 4. С какой целью при разметке ступеней на бруске помечают вырезаемые участки? 5. Почему при выполнении врезки делают прорези ножовкой не только по ее краям (по разметке), но и в промежутке через каждые 10 мм? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 16; 2) творческий уровень: найти в Интернете или других источниках информацию о том, какие еще бывают соединения брусков из древесины, кроме описанных в учебнике, скопировать их изображения для размещения в электронной библиотеке кабинета технологии Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий



Наверх