Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Уроки 31—34
Раздел. Исследовательская и созидательная деятельность.
Тема уроков. Разработка и реализация творческого проекта.
Тип уроков: комбинированный.
Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по выполнению творческого проекта и его публичной защите.
Задачи:
обучения — обучить выполнять задание по переносу знаний и умений в новую ситуацию; научить оценивать результаты работы, делать выводы;
развития — способствовать развитию волевой и эмоциональной сферы (инициативы, смелости, уверенности в своих силах, настойчивости, способности преодолевать трудности, умения владеть собой);
воспитания — воспитывать мотивы труда (добиться высоких результатов в работе); развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: образцы творческих проектов, инструменты и приспособления для обработки конструкционных и текстильных материалов, материалы и инструменты для окончательной отделки готовых изделий; чертежи, выкройки, шаблоны деталей, входящих в состав творческих проектов, технологические карты изготовления этих деталей (изделий); учебник технологии, рабочая тетрадь, калькуляторы, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация образцов творческих проектов, практическая работа.
Опорные понятия: портфолио, презентация и защита творческого проекта.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о выполнении и защите творческих проектов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на уроки. Организует деятельность по актуализации понятия «творческий проект». Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Какую тему проекта вы выбрали? 2. Какие материалы понадобятся для выполнения работы? 3. Какие инструменты необходимы? 4. Какую дополнительную информацию вам нужно получить? 5. Каким новым способам действий необходимо научиться дополнительно? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели уроков | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цель уроков. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели уроков. Определяют алгоритм своих действий | Прогнозировать достижение познавательных результатов. Извлекать необходимую информацию, структурировать знания | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Изложите в рабочей тетради этапы работы над творческим проектом. 2. Составьте техническое (проектное) задание. 3. Напишите доклад об основных достоинствах проекта. 4. Составьте сценарий электронной презентации творческого проекта. 5. Разработайте электронную презентацию проекта. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить творческий проект. Контролирует процесс выполнения проекта. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах или работают индивидуально. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных вариантов проектов. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей работы в соответствии с ее целью и задачами. Работают над творческим проектом. Выполняют необходимые эскизы и чертежи. Составляют технологические карты. Оценивают стоимость проекта, сопоставляя ее с возможной рыночной ценой. Разрабатывают варианты рекламы. Подготавливают пояснительную записку. Оформляют проектные материалы. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Выделять и осознавать то, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Принимать решение и реализовывать его | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках. Организует контроль за выполнением учащимися творческих проектов. Сообщает критерии оценки качества презентации творческого проекта: 1) полнота доклада; 2) краткость изложения, соблюдение отведенного времени; 3) правильность изложения (грамотность), культура речи; 4) точность, логичность изложения; 5) выразительность и аргументированность изложения; 6) анализ того, что получилось и что нет; 7) владение вниманием аудитории, манера поведения; 8) глубина знаний по теме проекта и по предмету; 9) предметные и убедительные ответы на вопросы присутствующих; 10) готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность, воспитанность. При оценке творческих проектов применяет комплексную оценку с учетом мнений родственников ученика, друзей, одноклассников, своей оценки и оценки обучающимся работы над проектом. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроках и итоговые отметки за год. Объясняет домашнее задание к урокам 31—33: школьникам, выбравшим достаточно сложный проект, часть работы выполнять дома | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроках. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Завершают работу над проектом. В конце уроков 31—33 предъявляют достигнутые результаты учителю, формулируют затруднения. Завершают подготовку доклада о проекте. На уроке 34 проводят презентацию проекта: - обосновывают выбор темы творческого проекта; - рассказывают о вариантах проекта и обосновывают выбор лучшего варианта; - поясняют эскизы и технологические карты; - рассказывают об особенностях выполнения проекта; - указывают величину затрат на проект; - отвечают на вопросы учителя и одноклассников |
Проявлять познавательный интерес и активность при работе над проектом. Контролировать и оценивать результаты деятельности. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Осознавать личностный смысл учения, стремиться к совершенствованию своих знаний и умений |