Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
6 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 19 (вариант А)
Раздел. Технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
Тема урока. Технология опиливания заготовок из металла и пластмассы.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией опиливания заготовок из металла и пластмассы; обучить учащихся приемам опиливания заготовок.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о технологии опиливания заготовок из металла и пластмассы напильниками; обучить учащихся новым трудовым операциям;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их силы, координации), умений учебного труда (наблюдать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), мотивы труда (стремление принести пользу людям, желание овладеть какой-либо профессией, добиться высоких результатов в работе), коллективизм.
Дидактические средства: слесарный верстак, тиски, напильники, крупнозернистая и мелкозернистая шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, проволочная щетка, разметочные инструменты, заготовки из сортового проката и пластмассы для выполнения практической работы № 23; учебник технологии (§ 21), рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация инструментов и приемов опиливания заготовок, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: опиливание; напильники (драчевые, личные и бархатные); надфиль.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о технологии опиливания заготовок из металла и пластмасс
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создает эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Как выглядит незачищенная поверхность заготовки из сортового проката? 2. Рассмотрите кромку только что разрезанной или вырубленной заготовки из сортового проката. Требуется ли здесь обработка? 3. В каком случае поверхность получится более гладкой: при обработке напильником или мелкозернистой шлифовальной шкуркой? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока | Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Обеспечивать мобилизацию внимания. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «опиливание» и «зачистка». В чем их различие, в чем сходство? 2. Охарактеризуйте виды напильников по форме поперечного сечения. 3. Как различаются виды напильников по форме насечек? 4. Что такое надфили и в каком случае их применяют? 5. Опишите приемы опиливания заготовок. 6. Охарактеризуйте опиливание заготовок из пластмасс. Организует обсуждение результатов проведенного исследования. Предлагает выполнить практическую работу № 23 из учебника с учетом ее вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологий. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с ее целью и задачами. Выполняют практическую работу № 23 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 67—70 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практической работы | Осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать границы собственного знания и незнания |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Что такое опиливание? 2. Какой может быть насечка напильника? 3. В каком случае применяют драчевые, личные или бархатные напильники? 4. Почему при обработке заготовки следует время от времени изменять направление движения напильника? 5. В каком случае применяют круговое опиливание? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает варианты выполнения домашнего задания: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 21; 2) творческий уровень: найти в Интернете или других источниках информации, как выглядят механические инструменты для опиливания заготовок из металлов, применяемые на промышлен ных предприятиях; скопировать их изображения для размещения в электронной библиотеке кабинета технологии | Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с ее результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних за даний |